«КЕЛИ ДЕ»

«КЕЛИ ДЕ» – общее название ирландских церковных деятелей VIII–IX вв., стремившихся к укреплению церковной дисциплины и общежительного монашества. Среди исследователей не сложилось единого мнения о том, следует ли определять «Кели Де» как особую категорию духовенства, как сообщество аскетов, как движение за церковную реформу и возрождение монашества или как монашеский Орден. Утвердившиеся в современной историографии представления о «Кели Де» во многом восходят к работе Дж. Джеймисона, который считал тех, кто входили в эту группу, духовенством «кельтской церкви», своего рода предшественниками шотландских пресвитериан. «Кели Де», по его мнению, возводили происхождение своего «Ордена» к апостолу Иоанну и противостояли сторонникам папского Рима, которые стремились подчинить «кельтскую церковь». Центром «Кели Де» Дж. Джеймисон считал монастырь Иона. Исследование У. Ривза, ставшее первой научной работой о «Кели Де», было проведено в рамках полемики с Дж. Джеймисоном. У. Ривз определил круг основных источников сведений о «Кели Де» и собрал материал об общинах клириков, которые существовали в Ирландии и Шотландии до XVI в. и также назывались «Кели Де» (кулдеи, келедеи, колидеи и др.). Предположив, что «Кели Де» могли быть монашеским Орденом, сообществом «клириков строгой обсервации» или группой авторитетных подвижников, исследователь не пришёл к однозначному выводу. У. Ривзу также принадлежит наблюдение, что под «Кели Де» могли подразумевать разные категории клириков или монахов. Колебания У. Ривза разделял Дж. Кенни. В соответствии с гипотезой об обмирщении и о моральном разложении ирландского монашества в VIII–IX вв. исследователь предположил, что негативные явления в жизни церкви могли вызвать «аскетическую реакцию»: при крупных церковных общинах стали возникать пустыни (dísert), где насельники строго соблюдали монашеский устав; получили распространение строгие религиозные идеалы; появились духовные лидеры, стремившиеся возглавить движение за возрождение церковной жизни. Согласно Дж. Кенни, в VIII–IX вв. в узком смысле «Кели Де» называли монахов, которые придерживались принципов строгой аскезы, следовали наставлениям авторитетных подвижников: Маэл Руана, Элара, Маэл Дитруба и др. «Кели Де» – «монашеские общины, собиравшиеся вокруг предводителей реформы..., их целью было возродить прежнее усердие и дисциплину монастырских церквей..., они совмещали строгую жизнь затворников или анахоретов... с общинной организацией и внимательным и строгим руководством духовного наставника». Р. Флауэр считал «Кели Де» образованными отшельниками, стремившимися укрепить основы монашеской жизни. Отвергая мнение Дж. Кенни о том, что движение «Кели Де» было реакцией на негативные явления в церкви, Р. Флауэр называл его основной причиной личное благочестие ирландских монахов, пытавшихся не столько искоренить пороки общества, сколько подать положительный пример верующим. Другие исследователи вернулись к гипотезе Дж. Кенни, полагая, что деятельность «Кели Де» была направлена на реформу церкви и обновление монашества.

 



 
PR-CY.ru