КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 10

Основанием учения кембриджских платоников о человеческом познании вообще и о познании человеком Бога в частности является неоднократно встречающееся в их сочинениях представление, что человеческое мышление есть «светильник Господа» («the candle of the Lord»). Многозначное понятие «мышление» («reason»), соотносящееся с латинским «ratio», в сочинениях кембриджских платоников обозначает одновременно процессуальную и результативную стороны деятельности разума, т.е. акт мышления и мысль (идею, понятие) как его результат. В широком смысле кембриджские платоники использовали термин «мышление» и для указания на способность непосредственного интуитивного созерцания Бога, и для обозначения «места пребывания» высших и неизменных истин в человеческой душе, и для описания способности человека к истинным теоретическим умозаключениям. По словам Б. Уичкоута, мышление заключает в себе в качестве структурных моментов «рассмотрение, обсуждение, исследование, самоанализ, одобрение»; мысли разума в процессе мышления соотносятся как с представленными в них вещами, так и с божественными идеями, обеспечивающими истинность познания. Образ «светильника» был заимствован кембриджскими платониками из библейской «Книги Притчей Соломоновых», где говорится: «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притч. 20:27). Этот образ использовался и в предшествующей протестантской традиции, однако обычно при его объяснении «тусклый» и «слабый» свет человеческого разума, светящий в ночи неведения и заблуждений, противопоставлялся «ясному как солнце» свету божественной истины, создающей из ночи день. Нередко при этом утверждалось, что мышление человека должно полностью «погасить» собственный свет и принять в себя сверхъестественный «свет Божий». Напротив, кембриджские платоники, подобно средневековым немецким мистикам, рассматривали «светильник Господа» как частицу божественного света внутри человека, хотя и слабую, однако способную в силу самой своей природы вернуться к первоисточнику. Тесно связанная с платонизмом идея возвратного движения творения к Творцу определяла интерпретацию кембриджскими платониками света человеческого мышления; по словам Р. Келвервела, «творение не должно довольствоваться светом своего собственного светильника, но должно восходить к источнику света и погружаться в свет присутствия Божия». По убеждению кембриджских платоников, мышление человека при его сотворении Богом было устроено так, что оно может отражать содержание Божественного ума, становясь источником света истины внутри человека. Считая, что все познавательные акты человека имеют сходную структуру и строятся по сходным законам, кембриджские платоники предлагали общую схему познания, применимую как к познанию творения, так и к познанию Творца. Р. Кедворт, наиболее подробно из всех кембриджских платоников анализировавший человеческое познание, опираясь на гносеологию Плотина, учил, что Божественный ум и человеческий разум соотносятся как архетип (первообраз) и эктип (отображение): если Божественный ум содержит идеи всех вещей в их потенциальности и приводит их к актуальности конкретного существования, то человеческий разум наделён особой «познавательной силой» («vis cognitrix»), благодаря которой при восприятии уже существующих вещей внутри него возникают их интеллектуальные идеи, точно отображающие божественные идеи.

 



 
PR-CY.ru