КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 9

В отношении происхождения греческой философии кембриджские платоники высказывали различные мнения. Г. Мор и Р. Кедворт были сторонниками восходящей к раннехристианской литературе гипотезы о том, что греческие философы заимствовали свои принципы из Библии. Так, по словам Р. Кедворта, «Пифагор почерпнул свою мудрость из еврейских источников», а Платон заимствовал основные идеи собственной теологии у Пифагора. Б. Уичкоут и Дж. Смит занимали более осторожную позицию и утверждали, что греческие философы достигли истины благодаря «естественному свету» разума. Отношение кембриджских платоников к «новой философии» было сложным и противоречивым. Кембриджские платоники хорошо знали и активно обсуждали основные концепции Рене Декарта, Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.), Френсиса Бэкона (1561–1626 гг.); некоторые кембриджские платоники были членами созданного в 1660 г. Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе (Royal Society) и проявляли интерес к мировоззренческим принципам и эмпирическим достижениям науки Нового времени. Разделяя с представителями «новой философии» критическое отношение к аристотелизму и схоластике, кембриджские платоники вместе с тем стремились строить свои размышления не вопреки традиции, но внутри иной традиции; их представление о роли философии в познании всецело определялось их теологическими убеждениями, не допускавшими полной автономизации философии. Обращение к богословской традиции христианской церкви было у кембриджских платоников крайне избирательным. Протестантские богословы Англии этого времени наиболее часто прибегали в поисках авторитетных суждений к сочинениям латинских церковных писателей, главным образом, Августина Блаженного, епископа Гиппонского. Напротив, кембриджские платоники, несмотря на наличие в сочинениях Августина Блаженного ярко выраженных платонических мотивов, оценивали его наследие невысоко, полагая, что он подчинил «истинный» платонизм собственным детерминистским и пессимистическим убеждениям. Высшим авторитетом среди древних церковных писателей кембриджские платоники объявляли Оригена, которого Г. Мор называл «чудом христианского мира». Мнения Оригена кембриджские платоники воспринимали как выражение истинного древнего христианства, нередко игнорируя тот факт, что многие из этих мнений были осуждены церковью как ошибочные. Хотя кембриджские платоники хорошо знали сочинения отцов церкви, систематически они их не изучали и обращались к ним преимущественно для иллюстрации собственных воззрений. Отрицательно относясь к основным вероучительным принципам кальвинизма, в том числе к учению о двойном предопределении, кембриджские платоники избегали пользоваться сочинениями Жана Кальвина (1509–1564 гг.) и его последователей, предпочитая давать собственную интерпретацию основных концепций протестантизма.

 



 
PR-CY.ru