КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ (англ. The Cambridge Platonists) – группа английских теологов и философов XVII в., связанных с Кембриджским университетом (см. ст. Кембридж); наиболее видные представители – Бенджамин Уичкоут (1609–1683 гг.), Генри Мор (1614–1687 гг.), Ралф Кедворт (1617–1689 гг.), Джон Смит (1618–1652 гг.). Формально кембриджские платоники не были объединены в единое движение и не выпускали общих манифестов, однако они воспринимали друг друга как единомышленников и исходили из близких мировоззренческих установок в научной, религиозной и литературной деятельности. Закрепившееся в литературе наименование «платоники» отчасти является условным, т.к. классический платонизм был лишь одной из философских систем, повлиявших на формирование взглядов кембриджских платоников. Вместе с тем платоническая традиция в её историческом многообразии наложила отпечаток на идеи кембриджских платоников и во многих областях определила философско-богословское своеобразие их учения. В религиозном отношении все кембриджские платоники были приверженцами английского протестантизма (см. ст. Англиканская Церковь), вследствие чего важнейшей задачей философии они считали рациональное обоснование истинности христианской веры. Начало формирования идей кембриджских платоников исследователи связывают с преподавательской деятельностью Б. Уичкоута в Кембриджском университете. С 1626 г. он обучался в Эмманьюэл-колледже Кембриджского университета, где его научным руководителем был известный приверженец пуританизма проповедник и теолог Э. Такни (1599–1670 гг.). В 1636 г. Б. Уичкоут принял пресвитерскую хиротонию в Церкви Англии и почти двадцать лет исполнял обязанности воскресного проповедника в кембриджской церкви Холи-Тринити. В проповедях выступал с либеральных христианских позиций, представляя взгляды латитудинариев. Б. Уичкоут призывал приверженцев различных течений английского протестантизма воздерживаться от жёстких догматических дискуссий; по его убеждению, наиболее важным содержанием христианства являются моральные и духовные ценности, обусловливающие его преображающее воздействие на человеческую природу. В 1630–1640 гг. учениками Б. Уичкоута в Эмманьюэл-колледже были несколько будущих кембриджских платоников: Дж. Смит, Р. Кедворт, Натаниель Келвервел (1619–1651 гг.), Дж. Уэртингтон (1618–1671 гг.); его коллегой был пуританин Петер Стерри (1613–1672 гг.), также впоследствии сблизившийся с кембриджскими платониками. Таким образом, идеи Б. Уичкоута оказали определяющее влияние на формирование общего мировоззрения кембриджских платоников. По свидетельству современников, Б. Уичкоут предлагал студентам для чтения сочинения Платона (конец V – IV вв. до н.э.), Марка Туллия Цицерона (I в. до н.э.) и Плотина (III в.), а также комментировал их содержание в лекциях. Вместе с тем он считал себя теологом, а не философом и заявлял, что не принадлежит ни к какой философской школе и по убеждениям является христианином. Темы метафизики и физики Б. Уичкоута почти не интересовали, преимущественное внимание он уделял теологическим и этическим вопросам.

 



 
PR-CY.ru