КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 7

Всего сохранилось десять богословских лекций Дж. Смита, посвящённых различным темам, характерным для кембриджских платоников: учению о богопознании, критике атеизма и суеверий, доказательствам бытия Божия и бессмертия души, концепции истинной религии в её отличии от ложных религий, вопросам нравственной жизни и др. Хотя Б. Уичкоут, Г. Мор, Р. Кедворт и Дж. Смит определили основное идейное содержание кембриджского платонизма, группа кембриджских платоников не ограничивалась ими и включала несколько других мыслителей, которые в 1650–1670 гг. развивали в своих сочинениях отдельные философские и богословские темы кембриджских платоников. Так, преподаватель Эмманьюэл-колледжа и ученик Б. Уичкоута Н. Келвервел в опубликованном посмертно сочинении «Изящное и учёное рассуждение о свете природы» («An Elegant and Learned Discourse of the Light of Nature», 1652 г.) предложил учение о человеческом разуме как об «источнике света», который при его обращении на мир природы способен находить в ней следы божества и с помощью врождённых идей возвышать свой ум к истинному познанию Бога. Мистические тенденции кембриджских платоников развивал ещё один ученик Б. Уичкоута, Уэртингтон, автор английского перевода сочинения «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, проявлявший значительный интерес к популярным в католической мистике этого времени идеям отречения человека от собственной воли и предания себя Богу в акте любви (ср. ст. Квиетизм). Уэртингтон состоял в переписке со многими кембриджскими платониками; его письма и дневник исследователи считают ценными источниками по истории кембриджских платоников. Преподаватель Крайстс-колледжа Дж. Раст (около 1628 – 1670 гг.) в сочинении «Письмо об Оригене и его главных мнениях» (1661 г.) выражал положительное отношение кембриджских платоников к учениям Оригена о предсуществовании душ, об особом эфирном теле, которое человек получит после воскресения, о множественности миров и др. Преподаватель Эмманьюэл-колледжа Стерри интерпретировал взгляды кембриджских платоников в духе пуританизма; в сочинении «Рассуждение о свободе воли» (1675 г.) он излагал учение о том, что гармоничная реализация заложенного в человеческой природе стремления к саморазвитию и совершенству возможна лишь на пути любви к ближнему, предписанной в Евангелии. Придерживаясь «теологического оптимизма» в этике, Стерри считал, что грех и зло есть элементы божественного плана, необходимые стадии свободного отделения воли от Бога, которые человек должен пройти, чтобы затем начать движение к духовному совершенству. В течение некоторого времени взгляды кембриджских платоников разделял ученик Дж. Смита С. Патрик (1626–1707 гг.), который создал сочинение «Краткое сообщение о новой секте латитудинариев» (1662 г.). С. Патрик в апологетической форме излагал в нём основные богословские и философские позиции кембриджских платоников, которых именовал «латитудинариями», т.е. сторонниками христианского либерализма. Он подчёркивал, что кембриджские платоники во всём следуют учению Церкви Англии и не должны рассматриваться как её враги или как опасные вольнодумцы. В идейном отношении к кембриджским платоникам были близки также некоторые английские мыслители и писатели, не связанные непосредственно с Кембриджским университетом. Например, преподаватель Оксфордского университета Теофил Гейл (1628–1679 гг.) в трактате «Двор язычников» (1669–1671 гг.) проводил сравнение между содержащейся в Библии «еврейской мудростью» и языческой греческой философией и теологией; он делал вывод, что всякое истинное знание восходит к Библии, и утверждал, что философия для своего «исправления» должна вернуться к учению Платона, больше всех греческих философов познавшего «еврейскую мудрость».

 



 
PR-CY.ru