КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 6

По мнению Р. Кедворта, атомическая традиция, которую сторонники материализма возводили к Демокриту, в действительности является более древней и восходит к тайному учению Моисея, которое Р. Кедворт, как и Г. Мор, понимал в духе каббалистики. Р. Кедворт полагал, что атомистская концепция, в неявном виде содержащаяся в учении Эмпедокла о стихиях, может быть совмещена с платонизмом с помощью учения об активной бестелесной субстанции, оживотворяющей инертную материю и наделяющей её формой. Трактат Р. Кедворта пользовался значительной популярностью в Англии до конца XVII в., о чём свидетельствует упоминание о нём в сочинении Джона Локка (1632–1704 гг.) «Опыт о человеческом разумении» («An Essay concerning Human Understanding»), опубликованном в 1690 г.; хотя Дж. Локк не соглашался со многими мнениями Р. Кедворта, он считал его произведение образцом историко-философской эрудиции. Популяризации взглядов Р. Кедворта в континентальной Европе в XVIII в. значительно способствовало появление латинского перевода трактата, который был выполнен и опубликован в 1733 г. лютеранским теологом и историком церкви Иоганном Лоренцом Мосгеймом (1693–1755 гг.), который присоединил к сочинению Р. Кедворта собственные обширные примечания и пояснения историко-богословского характера. Р. Кедворт рассчитывал, что его сочинение по натурфилософии и метафизике будет первым в серии трактатов, в которых он намеревался предложить полную систему теоретической и практической философии. Он работал над двумя произведениями, однако они остались незавершёнными и были опубликованы уже после его смерти. «Трактат о вечной и неизменной морали» («A Treatise Concerning Eternal and Immutabile Morality», 1731 г.) содержит рассуждения Р. Кедворта, посвящённые анализу этической и гносеологической тематики. Основанием нравственности Р. Кедворт объявлял вечные и неизменные моральные истины; он отвергал номиналистическую позицию Уильяма Оккама (ум. в 1347 г.) и его последователей, полагавших, что добро и зло устанавливаются свободной волей Бога и не могут быть познаны естественным разумом. Развивая учение о том, каким образом разум человека познаёт вечные истины, Р. Кедворт критиковал учение Т. Гоббса о человеческой душе как о «чистой доске» («tabula rasa») и поддерживал картезианское представление о врождённых идеях. В «Трактате о свободной воле» Р. Кедворт отстаивал концепцию свободы человеческой воли и критиковал тотальный детерминизм. По его убеждению, хотя Бог обладает полным предведением будущего, Он не предопределяет его, оставляя человеческой воле пространство для деятельности, в процессе которой человек может менять себя как в худшую сторону, направляя свою волю на грех и заблуждение, так и в лучшую, стремясь разумом и волей к добродетели и истине. Джон Смит поступил в Эмманьюэл-колледж Кембриджского университета в 1636 г.; вскоре у него сложились дружеские отношения с Б. Уичкоутом и Р. Кедвортом. С 1644 г. Дж. Смит преподавал математику в Квинс-колледже; здесь же в капелле он читал богословские лекции, в ходе которых развивал идеи кембриджских платоников. После преждевременной кончины Дж. Смита в возрасте 35 лет оставшиеся записи лекций были собраны и опубликованы Уэртингтоном под заглавием «Избранные рассуждения» (1660 г.). Хотя Дж. Смиту принадлежит лишь одно посмертно опубликованное сочинение, многие современники считали его наиболее талантливым в литературном отношении из кембриджских платоников, подчёркивая свойственный ему безупречный вкус, изящность и правильность речи.

 



 
PR-CY.ru