КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 2

Широкий резонанс среди английских протестантов имела завязавшаяся в начале 1650 гг. письменная полемика между Б. Уичкоутом и его учителем Э. Такни (всего восемь писем). Отстаивая богословские принципы кальвинистского пуританизма, Э. Такни выступал против либеральных взглядов Б. Уичкоута и его единомышленников, выделяя несколько пунктов учения кембриджских платоников, неприемлемых для пуритан. По убеждению Э. Такни, высшим вероучительным авторитетом является Священное Писание, содержание которого христианин принимает верой, отвечая на обращённый к нему призыв Божий; таким образом, разум призван всегда следовать за верой и подчиняться ей. Позиция Б. Уичкоута была иной: он полагал, что вера есть лишь частный случай разумной деятельности человека; будучи проявлением самой человеческой природы, разумная вера не нуждается во внешнем авторитете, в том числе и в авторитете Священного Писания, но рассматривает его содержание, выносит о нём своё суждение и принимает его как согласное с принципами разума. Из этого общего положения Б. Уичкоут делал важный частный вывод: все противоречия между христианами не могут быть решены путём простого обращения к Священному Писанию и выяснения его учения; из Священного Писания должен быть заимствован лишь некий минимум спасительных истин, общих для всех христиан, тогда как остальные вопросы должны решаться с помощью разума и в духе доброжелательного поиска компромиссов. Э. Такни, напротив, полагал, что наиболее важные догматические положения христианства находятся вне той области, в которой способен оперировать человеческий разум, и потому гарантией их истинности может быть только непосредственная связь между Богом и человеком, которая формируется в акте веры. Ещё одно принципиальное расхождение во взглядах относилось к вопросу о спасении: не отвергая роли божественной благодати в оправдании и спасении, Б. Уичкоут утверждал, что Иисус Христос, прежде всего, действует в человеке внутренним образом, делая человека подобным Себе; лишь в силу этого уподобления происходит внешнее избавление от наказания за грех и примирение с Богом. Э. Такни видел в этом учении Б. Уичкоута влияние платонизма с его представлением о том, что природа человека обладает собственным стремлением к добру, является богоподобной и способна собственными силами возвыситься до соединения с Богом. Согласно Э. Такни, спасение невозможно без внешнего вменения грешнику праведности Иисуса Христа, благодаря участию в которой он оправдывается и освящается. Последовательно отрицая спасительность отстаиваемых Б. Уичкоутом «философской веры», «правильного употребления разума» и «нравственной добродетельности», Э. Такни утверждал, что спасение может быть только результатом личной веры не в «бога вообще», а в Иисуса Христа, в силу которой происходит «оправдание Его благодатью», «вменение Его праведности» и «освящение Его духом». По мнению многих исследователей, именно дискуссия Б. Уичкоута и Э. Такни засвидетельствовала существование кембриджских платоников как группы единомышленников, представители которой защищали собственное понимание ряда принципиальных вероучительных положений протестантизма.

 



 
PR-CY.ru