КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 21

В области учения о морали сильное влияние кембриджских платоников испытал Энтони Эшли Купер, граф Шефтсбери, а через него – многие европейские философы эпохи Просвещения, которые занимались проблемами этики и эстетики, в том числе Сэмюэл Тейлор Колридж (1772–1834 гг.), стремившийся соединить эстетику романтизма с платоническим трансцендентализмом. Взгляды кембриджских платоников на взаимоотношение философии и религии оказали влияние на развитие английского деизма, представители которого (например, Джон Толанд и Мэтью Тиндал) почерпнули у кембриджских платоников представление о полной рациональности религии, однако отвергли идею неразрывной связи между христианством как богооткровенной религией и рациональной философией, заявив о необходимости создания новой универсальной «религии разума», свободной от «иррациональных» религиозных догм христианства. Дискуссионным остаётся вопрос о возможном влиянии кембриджских платоников на философию Иммануила Канта (1724–1804 гг.). Исследователям известно, что в личной библиотеке И. Канта был изданный в 1733 г. экземпляр латинского перевода трактата Р. Кедворта «Истинная интеллектуальная система универсума», однако какие-либо ссылки на кембриджских платоников в сочинениях И. Канта отсутствуют. В начале XX в. американский философ и историк философии Артур Онкен Лавджой (1873–1962 гг.) обозначил ряд смысловых совпадений между взглядами кембриджских платоников и учением И. Канта; он утверждал, что все принципиальные концепции, связанные с «коперникианским поворотом» И. Канта в учении о познании, могут быть обнаружены уже у кембриджских платоников. Хотя гипотеза о прямом заимствовании И. Кантом некоторых идей из сочинений кембриджских платоников современными исследователями по большей части отвергается, у исследователей не вызывает сомнений принадлежность кембриджских платоников и Канта к единой традиции идеалистического рационализма, близость тематики их рассуждений, созвучность выводов в ряде областей философии, в том числе в этике, где И. Канта и кембриджских платоников объединяет моральный априоризм и стремление к интерпретации религии через понятия морали. Оценивая общую мировоззренческую роль деятельности кембриджских платоников в процессе формирования новоевропейской рациональности, исследователи подчёркивают важность для складывавшегося в XVII в. христианского либерализма неоднократно высказывавшихся ими призывов к религиозной терпимости. По общему убеждению кембриджских платоников, единственный допустимый способ достижения взаимопонимания и согласия в вопросах религии – это путь рационального уважительного диалога, вступая в который, христианин одновременно осуществляет и свой религиозный долг подражания Богу, Который является противником насилия и принуждения: «Бог обращается к нашим способностям и воздействует на нас через мышление и рассуждение; нам следует научиться от Бога и относиться друг к другу с мягкостью и кротостью духа».



 
PR-CY.ru