КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 5

Более поздние сочинения Г. Мора по большей части были связаны с темами библейской апокалиптики и содержали толкования «Откровения Иоанна Богослова» и «Книги пророка Даниила» (в них исследователи находят лишь косвенные отголоски некоторых идей кембриджских платоников). Хотя Г. Мор разделял основные принципы кембриджских платоников, и до начала литературной деятельности Р. Кедворта в 1670 гг. его трактаты воспринимались как наиболее адекватное выражение общих взглядов всей группы, многообразие его научных интересов и присущая ему исследовательская дерзость нередко подвигали Г. Мора выходить за рамки христианского платонизма и развивать оригинальные концепции, не встречающиеся у других кембриджских платоников. В силу этого при выявлении общих взглядов кембриджских платоников сочинения Г. Мора должны соотноситься с работами других представителей группы. Из всех кембриджские платоников Г. Мор в наименьшей степени ориентировался на христианскую догматику кальвинизма и англиканства, предпочитая воспринимать христианство через призму платонической традиции; у древних платоников он заимствовал учение о предсуществовании душ и ряд других гетеродоксальных с точки зрения христианского вероучения концепций. Благодаря активной деятельности Г. Мора с 1650 гг. Крайстс-колледж стал не менее важным, чем Эмманьюэл-колледж, центром распространения идей кембриджских платоников. В 1654 г. преподавателем Крайстс-колледжа был назначен Р. Кедворт, поступивший в Эмманьюэл-колледж в 1632 г. и получивший в нём степень доктора теологии в 1651 г. Р. Кедворт стал своего рода связующим звеном между Б. Уичкоутом и Г. Мором как в личных отношениях, так и в обмене идеями. Значительный интерес для исследователей представляет проповедь Р. Кедворта, произнесённая 31 марта 1647 г. в палате общин английского парламента, в которой он выступал против религиозной нетерпимости пуритан, противопоставляя теоретическое знание о Боге практической жизни в Боге. Опираясь на отрывок из Первого послания Иоанна (1 Ин. 2:3–4), Р. Кедворт утверждал, что об истинном познании Иисуса Христа свидетельствует не «искусство в книгах и рассуждениях», но «исполнение Его заповедей», без которого всё богословие является лишь «книжностью» и «бумажным ремеслом». По мнению Р. Кедворта, подлинные христианские таинства «божественной жизни», «новой природы», «Христа, запечатляющегося в сердце» не могут быть выражены на языке вероисповеданий, но должны быть пережиты каждым человеком лично. Вследствие этого многочисленные споры о вероисповедных формулах удаляют людей от подлинной жизни во Христе, для которой требуется лишь готовность воли к исполнению заповедей. Истинная реформация, отмечал Р. Кедворт, должна происходить не в области взглядов и обычаев: она должна заключаться в «реформировании сердца и жизни». Р. Кедворту, который был по складу ума систематиком, в наибольшей мере принадлежит заслуга философского осмысления мировоззренческих принципов кембриджских платоников и их приложения к различным областям философского знания. Единственным крупным философским трактатом Р. Кедворта, опубликованным при его жизни, стало сочинение «Истинная интеллектуальная система универсума» (1678 г.); впоследствии трактат неоднократно переиздавался и в стандартном книжном формате занимает несколько томов. Первоначально задумывая создать произведение, в котором опровергались бы воззрения приверженцев атеизма, материализма и детерминизма, Р. Кедворт в ходе работы расширил тематику трактата и предложил в нём систематическое изложение всей метафизики кембриджских платоников, строящееся как учение о бестелесной духовной субстанции в многообразии присущих ей форм существования.

 



 
PR-CY.ru