КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 11

В человеческом разуме идеи всех вещей не существуют актуально как некое статическое содержание, но динамически формируются в нём из него самого благодаря его «порождающей способности». Чувственные восприятия есть лишь внешний стимул, инициирующий процесс мышления, однако само мышление не зависит от чувств и не нуждается в их истинности, чтобы быть истинным. Следуя платоническому представлению о том, что многообразие чувственных восприятий лишь помрачает истину, кембриджские платоники полагали, что чем дальше мышление от чувств, тем большей истинностью оно обладает. Отличая «понятия чувств» от «понятий разума», кембриджские платоники не соглашались с аристотелевским учением о наличии между ними неразрывной связи и утверждали, что последние могут существовать без первых. Высшие «понятия разума», в том числе понятия истины, блага, души, Бога и т.п., по убеждению кембриджских платоников, не абстрагируются от неких чувственных восприятий, но есть «неизменные истины», отображающие в уме человека содержание творческого ума Бога. Понятие Бога, будучи высшим «понятием разума», является в силу этого наиболее ясным и естественным для человека; по словам Б. Уичкоута, «из всех вещей в мире Бог есть наиболее доступная для познания (most knowable)». Объясняя богословское значение такой концепции познания, Б. Уичкоут подчёркивал, что истина должна рассматриваться как «излияние» божественного света и его «сияние» в уме человека. По его словам, неизменные истины являются «первым надписанием» («first inscription») божественного закона, которое присуще всем без исключения людям и одинаково для всех. Обращаясь к ним, разум способен получать естественное знание о Боге и Божественной воле. От истины «первого надписания» Б. Уичкоут отличал истину «последующего откровения» («after-revelation»), т.е. богооткровенное вероучительное содержание, которое человек принимает разумной верой и которое есть «дополнительное средство» («superadded instrument»), служащее для спасения. По убеждению кембриджских платоников, познание первой истины является базовым и необходимым условием для восприятия второй; первая истина обеспечивает в целом «здоровое и правильное устроение души», тогда как вторая нужна вследствие грехопадения и повреждения природы человека и осуществляет «исцеление души». Таким образом, в мышлении человек имеет все необходимые ему для достижения духовного совершенства средства. Благодаря мышлению человек является «соприродным (connatural) Богу» и способным к соединению с Ним. Богопознание не является чем-то чужеродным и внешним для мыслящего разума, но есть высший смысл и предельная цель его существования. Поскольку разум – это единственная часть человека, непосредственно связывающая его с Богом, именно в мышлении находит своё основание истинная религия. Кембриджские платоники выступали против любых форм иррациональной и сверхъестественной «духовности», противопоставляющей себя разуму. Наиболее кратко и точно эта позиция кембриджских платоников была выражена в получившем широкую известность высказывании Б. Уичкоута, сформулированном им в ходе дискуссии с Э. Такни: «Я не противопоставляю рациональное духовному, поскольку духовное как раз и есть наиболее рациональное».

 



 
PR-CY.ru