КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 3

Хотя Б. Уичкоут не был сторонником конгрегационализма, в период правления Оливера Кромвеля (1599–1658 гг.) его научная карьера складывалась успешно. В 1649 г. Б. Уичкоут стал доктором теологии; в разные годы он исполнял обязанности провоста Кингc-колледжа и вице-канцлера Кембриджского университета. После реставрации английской монархии в 1660 г. и прихода к власти короля Карла II (1660–1685 гг.) Б. Уичкоут был вынужден оставить преподавательскую деятельность и до конца жизни служил пресвитером и проповедником в разных приходских церквах Лондона. Он поддерживал связь с кембриджскими друзьями и неоднократно посещал их; во время одного из таких визитов Б. Уичкоут скончался в доме Р. Кедворта. При жизни Б. Уичкоут не опубликовал ни одного сочинения; первое издание его избранных проповедей было подготовлено английским философом-моралистом Энтони Эшли Купером, графом Шефтсбери (1671–1713 гг.), и вышло с его предисловием. В начале XVIII в. на основе рукописей Б. Уичкоута было выпущено четырёхтомное издание его проповедей. Единственным из кембриджских платоников, чей интерес к платонической философии сформировался независимо от Б. Уичкоута, был Г. Мор. В 1631 г. он поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета; в 1639 г. стал преподавателем колледжа и оставался им до конца жизни. По его свидетельству, к изучению платонизма Г. Мор обратился около 1635 г. Ещё до знакомства с диалогами Платона он внимательно изучил «Эннеады» Плотина, сочинения итальянского платоника эпохи Ренессанса Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) и связанные с платонической традицией герметические сочинения (см. ст. Герметизм); во многом это определило свойственное ему восприятие платонизма как мистического учения о способе достижения человеком духовного совершенства и о его соединении с Богом. Увлечение платонизмом дополнялось у Г. Мора значительным интересом к религиозной мистике, магии и каббалистике (см. ст. Каббала); он имел репутацию одного из наиболее авторитетных английских каббалистов. Вместе с тем Г. Мор внимательно относился и к научным идеям: в частности, с 1648 г. состоял в переписке с Рене Декартом (1596–1650 гг.); первоначально он выступал в поддержку картезианской философии, однако впоследствии подверг её критике за чрезмерный рационализм и механицизм. Г. Мор первым стал публиковать сочинения, содержащие идеи кембриджских платоников. В начале 1640 гг. создал четыре философских стихотворения, изданные под общим заглавием «Платоническая песнь души», которые в литературном и тематическом отношении продолжали традицию гимнов Эдмунда Спенсера (около 1552 – 1599 гг.), а в философском – содержали изложение основных идей платонической натурфилософии, почерпнутых Г. Мором из «Эннеад» Плотина, трактата «Платоновское богословие о бессмертии души» М. Фичино, сочинений византийского платоника Михаила Псёлла (XI в.) и естественнонаучных трактатов Галилео Галилея (1564–1642 гг.). Тематика стихотворений связана с платоническим учением о соотношении мировой души и человеческой души как макрокосма и микрокосма; Г. Мор излагал собственное представление о внутренней жизни души, предлагал доказательство бессмертия души, опровергал учение о «сне души» после смерти, а также развивавшееся представителями аверроизма (см. в ст. Ибн Рушд) учение о единстве души.

 



 
PR-CY.ru