КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - Страница 8

Кембриджские платоники соглашались с тем, что высшим источником истины является божественное откровение, данное людям в Священном Писании, однако настаивали на том, что для отделения в учении Священного Писания безусловной истины от исторически обусловленных частных суждений человеческий разум должен иметь сложившуюся систему философских и богословских убеждений, руководствуясь которой он может выносить суждения по конкретным вопросам веры и жизни. По мнению кембриджских платоников, древние мудрецы, философы и богословы, опираясь на заложенный Богом в человеческой душе свет разума, смогли выделить и сформулировать общие принципы, с помощью которых человек может познать законы мироздания и проявляющуюся в них мудрость Божью, а тем самым и приблизиться к «духовному» пониманию откровения. Как в области христианского богословия, так и в области философии для кембриджских платоников было характерно стремление вернуться к «началам»; по словам Б. Уичкоута, они опирались на учение «древних и мудрейших философов, а также первых отцов (церкви), преимущественно греческих». При этом выбор как философов, так и отцов определялся уверенностью кембриджских платоников в превосходстве платонической философско-богословской традиции над всеми остальными. С наибольшим вниманием и почтением кембриджские платоники относились к «Эннеадам» Плотина, нередко называя его «божественным философом». Труды Платона были известны им хуже и в большинстве случаев интерпретировались через призму сочинений греческих неоплатоников (Плотина, Филона Александрийского, Симпликия, Порфирия, Прокла, Михаила Псёлла и др.), а также произведений представителей итальянского платонического гуманизма – Марсилио Фичино, Джованни Пико дела Мирандола и др. Признавая платонизм наиболее возвышенной и правильной философией, кембриджские платоники вместе с тем не рассматривали его как абсолютную истину, отмечали расхождения между древними платониками по многим принципиальным вопросам, нередко подвергали высказывания и концепции платоников жёсткой критике с позиций христианского вероучения. Хотя кембриджские платоники неодобрительно относились к философии Аристотеля, в особенности к его прагматическим представлениям о религии, они нередко приводили его высказывания, толкуя их в платоническом смысле. Влияние Аристотеля на кембриджских платоников исследователи особенно видят в учении о причинности и о Боге как о Первопричине, а также в вопросах этики. Не ограничиваясь платонической традицией, кембриджские платоники также обращались к взглядам представителей древнего стоицизма и скептицизма (например, Эпиктета, Цицерона, Секста Эмпирика).

 



 
PR-CY.ru