КВИЕТИЗМ - Страница 46

Восприняв значительное число ортодоксальных идей и концепций, существовавших локально в церковной среде, представители квиетизма придали им всеобщее значение и во многих случаях радикальную интерпретацию, что вызвало неприятие у сторонников церковного традиционализма. Ответом на радикализацию мистики стало усиление христианского рационализма. Таким образом, наиболее серьёзным по своим последствиям для католицизма было не влияние самого квиетизма, имевшее ограниченный характер, но влияние направленных на борьбу с ним мер, в ходе реализации которых внутри католической церкви фактически была поставлена под сомнение ортодоксальность той мистической традиции, на которой квиетизм основывался. Борьба с квиетизмом стала одной из причин, которые привели к значительному упадку католической мистики в XVIII в. Отрицательное отношение к мистике квиетизма оставалось господствующим в сочинениях католических богословов и историков до начала XX в. Лишь после появления научных исследований, в которых демонстрировалась глубокая укоренённость квиетизма в традиционной христианской мистике, резко негативные оценки стали постепенно смягчаться и корректироваться. У представителей европейского протестантизма идеи квиетизма вызывали интерес уже на раннем этапе его развития, в 1680 гг. Многие протестанты, не принимая основоположений квиетизма, с сочувствием и вниманием относились к «гонимому» течению католической мистики. Так, в 1687 г. в Лейпцигском университете под руководством лютеранского теолога Иоганна Бенедикта Карпцова (1639–1699 гг.) Иоганн Гюнтер защитил диссертацию «Религия квиетистов» (1687 г.), в которой квиетизм рассматривался в общем контексте католической мистики как закономерный итог её развития. Автор, опираясь на сочинения Мигеля де Молиноса, разбирал и критиковал учение квиетизма о безмолвном созерцании и другие пункты квиетистского учения. В 1688 г. лютеранский теолог Иоганн Фридрих Майер (1650–1712 гг.) при получении места профессора теологии в Киле подготовил инаугурационную работу «О преследованиях квиетистов» («De Quietistarum persecutionibus dissertatio»). В ней он предлагал краткий рассказ о деятельности и осуждении Мигеля де Молиноса, приводил текст буллы «Caelestis pastor» и оценивал её содержание. Упрекая Мигеля де Молиноса в том, что тот изменил своим убеждениям и согласился отречься от своего учения, Иоганн Фридрих Майер отмечал, что многие осуждённые положения Мигеля де Молиноса встречаются у древних церковных писателей и у признанных в католицизме ортодоксальными мистиков, поэтому не могут считаться ошибочными c точки зрения католической церкви. Изложение и оценку событий, связанных с осуждением квиетизма в Италии, предлагали и реформатские теологи. Так, широкое распространение получило созданное нидерландским кальвинистом Жаном Корнаном де Лакрозом (1661–1705 гг.) «Собрание различных сочинений, относящихся к квиетизму и квиетистам» («Recueil de diverses pièces concernant le quiétisme et les quiétistes», 1688 г.). В нём впервые был предложен полный французский перевод «Духовного руководства» Мигеля де Молиноса и ряда других сочинений и документов, относящихся к спорам вокруг квиетизма, дана авторская оценка деятельности и учения Мигеля де Молиноса. Дискуссия между Франсуа Фенелоном и Жаком-Бенинем Боссюэ также была предметом пристального внимания протестантских авторов.

 



 
PR-CY.ru