КВИЕТИЗМ - Страница 42

Извлеченные из книги Франсуа Фенелона положения рассматривались на еженедельных заседаниях Конгрегации с ноября 1698 г. по февраль 1699 г. (протоколы заседаний сохранились). В ходе обсуждений итальянские кардиналы неоднократно отмечали близость высказываний Франсуа Фенелона и осуждённых взглядов Мигеля де Молиноса, оценивая их как возрождение «ереси квиетизма». Из протоколов для исследователей очевидно общее обвинительное настроение кардиналов; споры шли лишь о том, какие именно положения следует осудить и насколько жёстко. Сторонники Франсуа Фенелона надеялись, что его книга будет запрещена без указания конкретных заблуждений, однако на данном этапе это было уже невозможно. Согласившись с обвинительным вердиктом кардиналов, но вместе с тем желая нанести как можно меньший ущерб личной репутации Франсуа Фенелона, папа Иннокентий XII настоял на том, чтобы решение было издано не в виде буллы, а в виде бреве, не содержало личного осуждения Франсуа Фенелона и каких-либо церковных прещений по отношению к нему. Основное содержание подписанного папой Иннокентием XII 12 марта 1699 г. бреве «Cum alias ad apostolatus» составляют 23 положения, извлечённые из латинского перевода «Объяснения...» Франсуа Фенелона. Все они названы необдуманными (temeraria) и соблазнительными (scandalosa; характеристика «еретические» по настоянию папы Иннокентия XII была исключена из проекта документа); имя Франсуа Фенелона упоминается лишь в составе названия его сочинения. Папа специально отметил, что, осуждая отдельные положения, он не высказывает своего одобрения в отношении прочего содержания книги, которая вся в целом объявлялась запрещённой. Положения Франсуа Фенелона приводятся в бреве без какого-либо комментария, что затрудняет для исследователей их богословскую оценку, т.к. не всегда очевидно, на каком основании тот или иной тезис был включён в окончательный список ошибочных мнений. По большей части осуждённые положения прямо или косвенно связаны с учением о «чистой любви». Так, объявляется ошибочным само по себе учение Франсуа Фенелона о том, что человек может любить Бога без всякого личного интереса (тезисы 1–2), а также вытекающее из него представление о высшем мистическом состоянии «святого безразличия» (sancta indifferentia), в котором душа теряет все собственные желания, и в ней начинает действовать и желать Сам Бог, так что акты души (например, отвращение от греха), оставаясь теми же по содержанию, становятся иными по мотиву и действующей силе, которой становится божественная благодать (тезисы 3–6, 19–20). Отдельно объявляется неверным мнение Франсуа Фенелона, что Бог требует от человека высшего самоотречения (abnegatio), которое состоит в отречении от своего «вечного интереса», т.е. от надежды на вечное спасение (тезисы 7–12). Кроме того, выделены тезисы, в которых Франсуа Фенелон предлагал учение о том, что высшая и низшая части души могут находиться в различном состоянии (тезисы 13–14); исследователи полагают, что составители бреве видели в этом учении связь с учением итальянских квиетистов о безгрешности телесных искушений, происходящих без участия воли.

 



 
PR-CY.ru