КВИЕТИЗМ - Страница 41

Вместе с тем, желая положить конец полемике Жака-Бениня Боссюэ и Франсуа Фенелона, он дал согласие на рассмотрение книги Франсуа Фенелона, сообщив об этом в письме папе Иннокентию XII от 29 июля 1697 г. В письме король среди прочего отмечал: «Все единодушно, как епископы, так и доктора (теологии), сообщают мне, что эта книга весьма плохая, весьма опасная и что объяснения, данные в ней архиепископом (Фенелоном), не выдерживают совершенно никакой критики». 30 июля 1697 г. Франсуа Фенелон направил папе ещё одно письмо, в котором сообщал, что спор между ним и Жаком-Бенинем Боссюэ касается важнейшего христианского учения о любви и не может оставаться неразрешённым, жаловался на многочисленные нападки своих противников и вновь требовал рассмотрения книги. Получив согласие короля, Иннокентий XII отдал распоряжение начать изучение книги Франсуа Фенелона и оповестил об этом короля в письме от 10 сентября 1697 г. В Римской курии, где ещё помнили инквизиционные процессы против Мигеля де Молиноса и его последователей, господствовало негативное отношение к квиетизму. Поскольку и Жак-Бенинь Боссюэ, и Франсуа Фенелон имели сторонников среди кардиналов, теологов и папских советников, рассмотрение книги Франсуа Фенелона в Риме было долгим и сопряжённым с многочисленными интригами. Интересы Жака-Бениня Боссюэ в Римской курии защищал его племянник аббат Жак Бенинь Боссюэ (1664–1743); представителем Франсуа Фенелона был его родственник и друг аббат Габриэль де Шантерак (около 1640 – 1715 гг.). Благодаря поддержке короля Людовика XIV сторонники Жана-Бениня Боссюэ имели политическое и тактическое преимущество: их шпионы перехватывали переписку Франсуа Фенелона, наблюдали за действиями своих противников и предупреждали их шаги. Однако у Франсуа Фенелона было много доброжелателей в Римской курии, в том числе среди лиц, негативно относившихся к галликанизму и желавших досадить убеждённому галликанисту Жаку-Бениню Боссюэ, поэтому Франсуа Фенелон был лучше осведомлён о том, что происходило на закрытых заседаниях инквизиционных комиссий. Пытаясь приобрести новых сторонников, Жак-Бенинь Боссюэ направлял в Рим пространные подборки ошибочных тезисов, извлечённых из сочинений Франсуа Фенелона, сопровождая их своими критическими комментариями; его племянник организовывал их перевод на латынь и распространял среди кардиналов. Рассмотрение книги Франсуа Фенелона в Риме было поручено теологам-экспертам; в основном, это были руководители или высокопоставленные члены монашеских Орденов (доминиканцев, иезуитов, августинцев-еремитов, кармелитов и др.). Их работа длилась больше года; к середине 1698 г. был подготовлен список из 38 положений, вероучительная чистота которых вызывала у них сомнения. Эти положения раздали для отзывов 26 кардиналам, их голоса в пользу оправдания и осуждения книги Франсуа Фенелона разделились поровну. Не желая принимать решение самостоятельно и уступая настойчивым просьбам короля Людовика XIV, папа Иннокентий XII передал дело для вынесения окончательного вердикта кардиналам Конгрегации инквизиции.

 



 
PR-CY.ru