КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ (от лат. «quies» – «безмолвие», «бездействие») – религиозное и богословское течение мистического характера в европейском католицизме; период наиболее широкого распространения квиетизма приходится на вторую половину XVII – начало XVIII вв. Основные представители квиетизма в Италии и Испании – Хуан Фалькони де Бустаманте (1596–1638 гг.), Мигель де Молинос (1628–1696 гг.), Пьер Маттео Петруччи (1636–1701 гг.); во Франции – Франсуа Малаваль (1627–1719 гг.), Жанна Мария Гюйон (1648–1717 гг.), Франсуа Фенелон (1651–1715 гг.). В России квиетизм был популярен в период так называемого александровского мистицизма (первая четверть XIX в.). Многие богословские положения квиетизма осуждены католической церковью как ошибочные. В исследовательской литературе сформировались два основных представления об исторических и доктринальных границах квиетизма. В соответствии с первым пониманием природы квиетизма, характерным для науки XIX – начала XX вв., «квиетизмом» в широком смысле может быть названо любое религиозное или философское учение, которое стремится «упразднить моральное усилие человека». Метафизическое понимание квиетизма в качестве «отрицания необходимости индивидуальной деятельности» и «желания раствориться в Боге» позволяет исследователям выявлять присущие ему элементы в исторически не связанных или слабо связанных друг с другом духовных традициях. В рамках такого представления европейского квиетизма XVII в. в западном христианстве оказывается лишь одной из кульминаций изначально заложенной в любой мистике тенденции к снятию индивидуального во всеобщем, конкретного в абстрактном. Выделяя в истории идей учения, которые в той или иной степени могут быть поняты как квиетизм в широком смысле, католический исследователь религиозной мистики П. Пурра (1871–1957 гг.) относил к ним индийский брахманизм и буддизм, некоторые направления древнегреческой философии, в частности, стоицизм, представителями которого было впервые разработано учение о бесстрастии как о моральном идеале для человека, и неоплатонизм, в рамках которого было развито учение о возвышении человека к абсолюту и слиянии с ним, оказавшее значительное воздействие на всю последующую мистику, в том числе христианскую. По мнению П. Пурра, идеи, близкие ко взглядам квиетистов XVII в., были характерны для многих мистико-аскетических течений внутри христианства, причём как ортодоксальных (см. статьи Исихазм, Молитва, Молитва Иисусова), так и гетеродоксальных (эвфемиты, мессалиане, свободного духа братья, бегинки и бегарды, последователи Иоанна Экхарта и Иоганна Таулера, и т.п.). Хотя проведение параллелей между квиетизмом XVII в. и близкими к нему духовными явлениями разных эпох позволяет исследователям увидеть богословие этого религиозного течения в новом свете, недостатком подобного подхода исследователи считают неизбежное сглаживание и искажение его индивидуальных особенностей. В соответствии со вторым пониманием, более распространённым в современной науке, исследователи рассматривают квиетизм не столько в аспекте его объективного философско-богословского содержания, сколько как локальное историческое явление, т.е. как зародившееся в XVII в. гетеродоксальное направление в католической мистике.

 



 
PR-CY.ru