КВИЕТИЗМ - Страница 44

Хотя после 1700 г. Франсуа Фенелон не публиковал квиетистских сочинений, о том, что он продолжал разделять некоторые положения квиетизма, свидетельствует трактат «Рассуждение о чистой любви» («Dissertatio de amore puro»), направленный им папе Римскому Клименту XI (1700–1721 гг.). Излагая в этом трактате содержание своей полемики с Жаком-Ьенинем Боссюэ, Франсуа Фенелон настаивал на правильности того понимания любви, которого он придерживался в квиетистском споре, требуя от папы исследовать взгляды Жака-Бениня Боссюэ и признать проповедуемое им учение о любви ложным. Ещё более резко Франсуа Фенелон высказывался в двух письмах папе Клименту XI на ту же тему; по его словам, лишь он один отваживается учить во Франции «чистой любви» к Богу и при этом оказывается заклеймённым как еретик-квиетист, тогда как учение Жака-Бениня Боссюэ о том, что в акте любви человек всегда стремится к собственному блаженству, которое Франсуа Фенелон считал противоречащим древней церковной традиции, проповедуется широко и беспрепятственно. Несмотря на осуждение Папским престолом и французскими епископами, в начале XVIII в. квиетизм сохранял популярность во Франции. Потеряв характер единого духовного и богословского движения, он сводился к личным молитвенным и мистическим практикам. Хотя многие квиетистские сочинения в это время запрещались церковной цензурой, серьёзной и централизованной борьбы с квиетистами не велось. При этом французский квиетизм в отличие от итальянского и испанского квиетизма не получил распространения в народе и был увлечением отдельных клириков и представителей высших слоёв общества, которое к середине XVIII в. на фоне общего падения внутри католицизма интереса к мистике сошло на нет. В начале XVIII в. было издано значительное число антиквиетистских сочинений, где сообщалось о ходе квиетистских споров, превозносились взгляды Жака-Бениня Боссюэ и обильно цитировались его сочинения. Наиболее важным из них исследователи считают трактат сторонника и помощника Жака-Бениня Боссюэ аббата Жана Фелиппо «Повествование о происхождении, развитии и осуждении квиетизма» («Relation de l'origine du progrès et de la condamnation du quiétisme», 1732 г.). Хотя оценки Жана Фелиппо являются крайне субъективными и предвзятыми, его работа, основывающаяся на документах и свидетельствах очевидцев, содержит множество ценных исторических сведений о французских квиетистских спорах. Богословская тематика квиетистских споров при её рассмотрении в исторической перспективе характеризуется явно выраженной тенденцией перехода от обсуждения частных вопросов практики христианской жизни к дискуссии о фундаментальных принципах христианского теоретического богословия. Обнаружившиеся в ходе борьбы с квиетизмом богословские проблемы были по большей части решены католическими теологами и церковными властями лишь внешне и формально, путём принятия нормативных постановлений, однако их источники и взаимосвязи во многом остались нераскрытыми. Внутренним стержнем квиетистского богословия, определяющим его проблемный характер, исследователи называют попытку предложить оригинальное теоретико-практическое осмысление способов взаимодействия Бога и человека в деле спасения и обожения.

 



 
PR-CY.ru