ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 71

Очень часто и в том, и в другом тексте используются такие выражения, как «быть от Бога/от истины/не от сего мира» и, как их противоположность, выражения «быть от мира/не от Бога/от диавола» (ср.: Ин. 1:13; 8:23, 44, 47; 15:19; 18:37 и 1 Ин. 1:8; 2:16, 21, 29; 3:8–10, 19). Наконец, Ин. 1:1–18 и 1 Ин. 1:1–5 –с несомненно самые близкие тексты, хотя последовательность мысли в них полностью не совпадает. Кроме того, к числу сходств исследователи относят ритмизованность текстов, обилие антитетических параллелизмов, синонимичных оборотов, ассоциации часто доминируют над логическими построениями. Однако окончательный вывод о том, что у Евангелия и Посланий один и тот же автор, исследователи сделать не могут, поскольку в научной библеистике по-прежнему обсуждается проблема целостности самого Евангелия от Иоанна и существования нескольких его последовательных редакций. А это значит, что Первое Послание апостола Иоанна может иметь сходство с редакторским «слоем» Евангелия. Вместе с тем, различия в формулировках (например, Ин. 13:34 и 1 Ин. 2:7) могут быть связаны с тем, по мнению исследователей, что Евангелие от Иоанна и Первое Послание написаны для разных аудиторий. Сходств между Вторым и Третьим Посланиями и Евангелием от Иоанна значительно меньше (слова о «познании истины» в 2 Ин. 1 и Ин. 8:32; заповедь от Отца в 2 Ин. 4 и Ин. 10:18; другие примеры менее убедительны). На протяжении XX в. библеисты предлагали разные варианты отношений между Посланиями (последовательности их написания, единства авторства и т.п.). Однако тексты слишком малы для точного анализа. При этом для исследователей очевидно, что Второе Послание апостола Иоанна занимает во всех отношениях промежуточное положение между двумя другими Посланиями: оно близко как к Первому (по языку и богословию), так и к Третьему Посланию апостола Иоанна (по структуре и проблематике). Г. Штреккер доказывал, что Второе и Третье Послания апостола Иоанна литературно независимы от Первого и созданы раньше. Дж. Пейнтер, ранее считавший, что все три Послания написаны разными авторами в разное время, изменил свою точку зрения и теперь полагает, что тексты созданы одним и тем же автором (возможно, редактором Евангелия от Иоанна) и в той же последовательности, как в каноне. К числу сходств между Вторым и Первым Посланиями апостола Иоанна исследователи относят слова о «не новой заповеди, но той, которую имеем от начала» (2 Ин. 5 и 1 Ин. 2:7), об Иисусе Христе, «пришедшем во плоти» (2 Ин. 7 и 1 Ин. 4:2), об антихристах (2 Ин. 7 и 1 Ин. 2:18; 4:3), о познании истины (2 Ин. 1 и 1 Ин. 2:21), о полной (совершенной) радости (2 Ин. 12 и 1 Ин. 1:4; но это, скорее, как полагают исследователи, формальные элементы жанра послания). Третье и Первое Послания апостола Иоанна объединяют такие выражения, как «ходить в правде/истине/свете» (3 Ин. 3; 1 Ин. 1:7; ср.: 2 Ин. 4), быть «от Бога» (3 Ин. 11 и 1 Ин. 3:10; 4:6), слова о том, что грешник не видит Бога (3 Ин. 11 и 1 Ин. 3:6). Большинство учёных, основываясь на отношении текста Посланий апостола Иоанна к Евангелию от Иоанна и другим раннехристианским текстам (прежде всего, к посланиям Игнатия Богоносца), датируют их появление концом I в. Имеющиеся в настоящее время сведения не дают исследователям оснований для более точных датировок (например, 80 или 90 гг.; хотя подобные даты исследователи встречают в литературе, они основаны на допущениях и гипотетических реконструкциях). Однозначно исследователи могут сказать лишь то, что Послания написаны после разрушения Иерусалимского храма и в период активного становления местной церковной иерархии, но до исчезновения из церковной жизни чинов апостолов и пророков (ср. ст. «Дидахе»).

 



 
PR-CY.ru