ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 79

Как и в Евангелии от Иоанна (ср.: Ин. 1:14, 18; 3:16, 18), Иисус Христос именуется Единородным Сыном (1 Ин. 4:9). Через Христа обретается вечная жизнь (1 Ин. 5:12) и способность пребывать в Боге (1 Ин. 4:15), через Него верующие побеждают мир (1 Ин. 5:5). Христос как безгрешный Праведник выступает Ходатаем перед Отцом за грехи людей (1 Ин. 2:1). Но Он явился также, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3:8). Поэтому Он называется «Спасителем мира» (1 Ин. 4:14; ср.: Ин. 4:42). Кровь Иисуса Христа очищает от грехов (1 Ин. 1:7). Его крестная смерть является доказательством любви Божьей к человеку, умилостивлением за грехи людей (1 Ин. 2:2; 4:10; об искупительном характере крестной смерти Христа многократно говорится в других книгах Нового Завета: ср.: Мк. 10:45; 14:24; Мф. 26:28; Лк. 22:20; Рим. 3:25; 1 Кор. 11:25; 1 Петр. 1:18–19; Евр. 7–11). В Первом Послании апостола Иоанна речь идёт также о Втором пришествии Христа (1 Ин. 2:28; 4:17), когда произойдут суд и окончательная победа над грехом (ср.: Ин. 5:28–29; Деян. 10:42; др.). Однако некоторые исследователи предпочитают толковать стихи 1 Ин. 2:28–29 как относящиеся не строго ко Второму пришествию, а вообще к явлению Бога в последние дни, как это описывается в Ветхом Завете. Познание Бога дарует «помазание от Святого» (1 Ин. 2:20, 27). Поскольку об этом помазании говорится персонифицированно, экзегеты видят здесь слова о Святом Духе, Который в Первом Послании апостола Иоанна называется Истиной (1 Ин. 5:6) и Которого Бог даровал верующим в Него (1 Ин. 4:13). Поскольку личное обладание Духом сразу ставит под вопрос необходимость иного внешнего авторитета или посредника для общения с Богом, многие исследователи предполагали гностическое происхождение этого образа и самого термина. Однако исследователи считают более вероятным, что основанием для этого образа послужило событие Сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при Крещении на Иордане (Деян. 10:38; Лк. 4:18; ср.: Ис. 61:1). Поэтому 1 Ин. 2:20, 27 может быть также истолковано как метафорическое описание Крещения или даже указание на один из обрядов, связанных с Крещением (помазание елеем). В пользу последнего говорит тот факт, что со II в. помазание часто упоминается в составе чина крещения. Но существовал ли этот обряд в I в., ни доказать, ни опровергнуть исследователи не могут. «Помазание» как отличительный знак верных исследователи также рассматривают в связи с упоминанием «антихристов» (1 Ин. 2:18, 22; 4:3; ср.: 2 Ин. 7). Если верные обладают Духом истины, то еретиками руководит дух заблуждения (1 Ин. 4:6). Этот дуализм не носит гностического характера, но является продолжением межзаветной традиции (ср.: 2 Фес. 2:8–12). Верующие во Христа часто называются в Посланиях апостола Иоанна детьми Божьими (1 Ин. 3:1–2). Этот образ, с одной стороны, продолжает ветхозаветную традицию, в которой пребывание с Богом в Завете описывается как усыновление Им (ср.: Исх. 4:22; Втор. 32:5; Прем. 12:19), с другой, имеет христологическое основание (Пс. 2:7; Деян. 13:33). Он дополняется многократным указанием на «рождение от Бога» верующих в Него (1 Ин. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4, 18).

 



 
PR-CY.ru