ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 72

Наименование «соборное», скорее всего, как полагают исследователи, отражает главную цель собирания Посланий апостола Иоанна в составе соборных Посланий – утверждение христианского канона Писания. Хотя уже у Леонтия Византийского исследователи встречают мнение, согласно которому такое название было дано этим Посланиям потому, что они адресованы не конкретной общине (как Послания апостола Павла), а всем христианам (изначально определение «соборные» (кафолические) указывало на их каноничность и православность). По мнению Давида Тробиша, соборные Послания появились в качестве канонического сборника в середине II в. в Риме для противодействия распространению ереси Маркиона, отрицавшего богодухновенность Ветхого Завета и перетолковывавшего Послания апостола Павла на свой лад. Целью собирания Посланий была гармонизация «Павлова» и «не-Павлова» богословий. Р. Уолл предположил, что «Деяния святых апостолов», помещаемые в списках канонических книг и в рукописях обычно между Евангелиями и Посланиями, служат ориентиром для правильного прочтения соборных Посланий и оценки их значимости для всей церкви. В восточных (кроме сирийской традиции) списках канонических книг и в библейских рукописях Послания апостола Иоанна среди соборных Посланий обычно занимают третье место после Посланий апостола Иакова и Посланий апостола Петра (по мнению исследователей, в соответствии с Гал. 2:9; так у святителей Кирилла Иерусалимского, Афанасия I Великого, Епифания Кипрского, Григория Богослова и др.; в Ватиканском, Синайском и Александрийском кодексах). В перечнях соборных Посланий у латинских отцов древней церкви единства нет (Послания перечисляются в разной последовательности, иногда по объёму, иногда по количеству Посланий у того или иного апостола, но общая тенденция – ставить Послания апостола Петра на первое место). Текст Первого Послания апостола Иоанна свидетельствует о том, что это Послание было написано по нескольким причинам: раскол общины (1 Ин. 2:19), появление лжепророков (1 Ин. 4:1), появление ересей, не признающих Иисуса Христом (1 Ин. 2:22) или отрицающих полноту человечества во Христе (1 Ин. 4:3) и Его крестную смерть (ср.: 1 Ин. 5:6). Ириней Лионский считал, что этими еретиками были николаиты и сторонники Керинфа. По словам Иринея Лионского, Керинф учил, будто «Иисус не был рождён от девы (ибо это казалось ему невозможным); но был сыном Иосифа и Марии, [родившись], как и все прочие люди, и отличался от всех справедливостью, благоразумием и мудростью. И после крещения сошёл на Него от превысшего первого начала Христос в виде голубя; и потом Он возвещал неведомого Отца и совершал чудеса; наконец, Христос удалился от Иисуса, и Иисус страдал и воскрес; Христос же, будучи духовен, оставался чужд страданий» (исследователи полагают, что именно это учение опровергается в 1 Ин. 5:6 и в 1 Ин. 4:2–3.

 



 
PR-CY.ru