ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 80

В верующих, рождённых от Бога, пребывает «семя Божие» (1 Ин. 3:9). Несмотря на попытки связать и этот образ с гностической традицией, его истоки исследователи ищут, скорее, в евангельской традиции (ср.: семя, понимаемое как Слово Божие в Мк. 4:14: «Сеятель слово сеет»). Исследователи полагают, что здесь также присутствует крещальная тематика (ср.: 1 Петр. 1:23). Автор Первого Послания подчёркивает, что Бог возлюбил нас первым (1 Ин. 4:10, 19; ср.: Рим. 5:8). Ответом на Его любовь должно стать послушание Его заповедям (1 Ин. 5:2; 2 Ин. 6; ср.: Ин. 14:15, 21; 15:10–12) и, в первую очередь, взаимная любовь друг к другу (1 Ин. 3:23; 4:11–12; 2 Ин. 5; ср.: Ин. 13:34; 15:12, 17). Образцом христианской жизни является Сам Христос, Которому нужно подражать (1 Ин. 2:6; 4:17). Поэтому верные призываются не только к молитве друг за друга (1 Ин. 5:16), но и к тому, чтобы быть готовыми положить душу за брата, ибо «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Противоположностью любви и свету являются грех, тьма, беззаконие, зло, неправда (1 Ин. 1:6–7, 9; 3:4, 12; 5:17). Грех отрицает любовь и лишает человека вечной жизни. Грешники рождены не от Бога, но от дьявола (1 Ин. 3:8–9). Весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19). Амартологию Первого Послания исследователи считают довольна сложной. С одной стороны, говорится, что «всякий, рождённый от Бога, не грешит» (1 Ин. 5:18), с другой – утверждающий, что не имеет греха, обманывает сам себя (1 Ин. 1:8). При этом грехи разделяются на те, которые ведут к смерти, и те, которые «не к смерти» (1 Ин. 5:16–17; см. ст. Грех). Такое деление, по мнению исследователей, может быть отражением ветхозаветной традиции разделения грехов на неумышленные, которые прощаются через жертвоприношения животных (ср.: Лев. 4–7), и умышленные (ср.: Числ. 15:30–31; Ис. 22:14; Пс. 19:13), которые наказываются смертью (Лев. 20:1–22; Числ. 18:22). Некоторые экзегеты (прежде всего, средневековые латинские авторы) видели здесь основание для учения о вениальных (т.е. простительных) и смертных грехах. Другие предполагали, что речь идёт о каком-то конкретном грехе, который ведёт к смерти, скорее всего, об отступничестве от Христа. Основанием для последнего толкования могут служить схожие места Нового Завета (Евр. 6:4–6; 10:26; Мф. 10:32–33; Лк. 9:26; 12:8–9). Отступничество выражается в поклонении идолам, что считается одним из самых страшных грехов в Ветхом Завете. Последним наставлением в Первом Послании апостола Иоанна исследователи называют именно призыв «хранить себя от идолов» (1 Ин. 5:21). По мнению исследователей, эти слова являются свидетельством начала гонений со стороны язычников или указанием на опасность, исходящую от языческого окружения (ср.: Деян. 15:29; 1 Кор. 10:14; 1 Фес. 1:9). В связи с этим верные призываются исповедовать свои грехи (1 Ин. 1:9) и воздерживаться от мира: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:15–16; подобный перечень встречается в Пирке Авот. 4:21, где упоминаются зависть, блуд и гордость), поскольку состояние безгрешности достигается только в конце времён (ср.: Иер. 31:33–34; 1 Енох. 5:8). Те же, кто считают себя безгрешными, осуждаются: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:10; ср.: Иер. 2:35).

 



 
PR-CY.ru