ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 78

Богословское учение как таковое представлено лишь в Первом Послании апостола Иоанна, тогда как Второе и Третье Послания апостола Иоанна содержат лишь его небольшие фрагменты. При этом учение этих Посланий в целом исследователям трудно понять вне более широкого контекста, прежде всего, без соотношения с Евангелием от Иоанна и другими книгами Нового Завета. В 1 Ин. 1:5 говорится о благовестии, полученном от Иисуса Христа: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». Эти слова, с одной стороны, могут быть истолкованы как обобщение евангельского пролога (Ин. 1:1–14), с другой – сопоставлены с Ин. 1:18, таким образом подчёркивается богооткровенный характер Благой вести, вопреки, как полагают исследователи, мнению еретиков, опровержению учения которых посвящено Первое Послание апостола Иоанна (ср.: 1 Ин. 2:9). Хотя многие исследователи видят в противопоставлении света и тьмы некую (прото)гностическую тенденцию, смешение света (добра) и тьмы (зла) осуждается уже в Ветхом Завете (ср.: Ис. 5:20). Одним из основных расхождений между автором Первого Послания и его оппонентами являлся, по мнению исследователей, вопрос о богопознании. Бог, согласно автору Послания, познаётся как свет через пришествие Иисуса Христа (1 Ин. 5:20; ср.: Ин. 17:3), но верные увидят Бога, «как Он есть», только в последние дни (1 Ин. 3:2). Также автор Послания, следуя ветхозаветной традиции (Иоил. 2:27; Иер. 31:31), связывает воедино познание Бога с доверием Ему и нахождением с Ним в Завете. Многократно в разных выражениях в Первом Послании говорится о том, что Бог пребывает в верующих (ср.: 1 Ин. 2:14, 27; 3:15, 17, 24; 4:16), а верующие пребывают в Нём (1 Ин. 2:5–6, 10, 24). Основанием для этого является единство Отца и Сына (ср.: Ин. 10:38; 14:10–11, 20; 17:21, 23, 26) и взаимосвязь Иисуса Христа с Его учениками (ср.: Ин. 6:56; 15:5). Из текста Первого Послания апостола Иоанна исследователи сделали вывод, что слова «Бог есть свет» являются, по сути, синонимичными выражению «Бог есть любовь», т.е. познание Бога тесно связывается с нравственным поведением («кто не любит, тот не познал Бога» – 1 Ин. 4:8), а христианская любовь оказывается даром свыше. Основанием для учения о том, что Бог есть любовь, служит заключение нового Завета, который написан «на сердцах» верующих (ср.: Иер. 31:33–34). Любовь Божья проявляется в том, что Бог посылает Своего Сына для искупления грехов людей и дарования им вечной жизни (1 Ин. 4:8–9; ср.: Ин. 3:16). Иисус именуется в Первом Послании апостола Иоанна Мессией/Христом (1 Ин. 2:22; 5:1), Сыном Божьим (1 Ин. 4:15; 5:5), Логосом/Словом (1 Ин. 1:1), истинным Богом и Жизнью вечной (1 Ин. 5:20). Центром христологического учения Посланий апостола Иоанна является акцент на единстве человеческой и божественной природ в Лице Иисуса Христа, Который, будучи Сыном Божьим, пришёл во плоти (1 Ин. 4:2; 5:6; 2 Ин. 7). Реальность Воплощения подчёркивается уже в первых строках Послания (1 Ин. 1:1–2). Говорится также о единстве Сына с Отцом (1 Ин. 2:23–24), Которым Он послан (1 Ин. 4:14). Отец свидетельствует о Сыне (1 Ин. 5:10), Отец познаётся через Сына (ср.: 1 Ин. 5:20).

 



 
PR-CY.ru