ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 20

В заметке об именах и о местах проповеди апостолов («Breviarium apostolorum ex nomine vel locis ubi praedicaverunt») указано: «Иоанн, что означает «благодать Господня»,– апостол и евангелист, сын Зеведея, брат Иакова, возлюбленный Господом, проповедовал в Асии и в Эфесе, погребён 27 декабря; иные же помещают его успение под 24 июня, когда празднуется рождество святого Иоанна Крестителя». В тексте Мартиролога память Иоанна Богослова и рукоположения Иакова указана под 27 декабря, успение Иоанна Богослова и рождество Иоанна Крестителя – под 24 июня. Эта традиция получила отражение в ирландском варианте сочинения «О происхождении и кончине отцов» (VIII в.), где указано, что одни празднуют память успения Иоанна Богослова 27 декабря, другие – 24 июня. В Карфагенском календаре (первая половина VI в.) под 27 декабря указана память Иоанна Крестителя (ошибочно вместо Иоанна Богослова) и апостола Иакова Старшего; память Иоанна Богослова и Иакова отмечена также в Синайском календаре (около 800 г.), который восходит к африканскому оригиналу. В Мартирологе Флора Лионского (середина IX в.) содержится краткое сказание об Иоанне Богослове, в котором упоминается легенда о его мученичестве, ссылке на Патмос и прибытии в Эфес после смерти Домициана при принцепсе Пертинаксе, о борьбе с еретиком Керинфом и с эбионитами, об основании церквей по всей Асии и о погребении апостола в Эфесе. В Мартирологе Адона Вьеннского (вторая половина IX в.) заметка значительно сокращена, оставлено лишь указание на возвращение апостола в Эфес – место его кончины. В более позднем Мартирологе Узуарда заметка Флора также подверглась сокращению, однако не столь радикальному. В ряде поздних рукописей Мартиролога Узуарда под 27 сентября указана память ссылки Иоанна Богослова на Патмос. В XVI в. память Иоанна Богослова под 27 декабря была внесена в Римский Мартиролог. О широком почитании Иоанна Богослова на раннесредневековом Западе свидетельствует наличие проприя мессы на день его памяти 27 декабря во всех основных литургических книгах – в Веронском Сакраментарии и в Сакраментарии Геласия, а также в Сакраментарии-палимпсесте VII в. из Ирландии или Северной Англии, принадлежащем к галликанской традиции. Первый известный исследователям пример освящения церкви во имя Иоанна Богослова представляет церковь в городе Арелат (ныне Арль, Франция), где святой Кесарий (ум. в 542 г.) построил загородную базилику Богоматери, Иоанна Богослова и святого Мартина. Храм, освящённый 6 сентября 542 г., должен был стать усыпальницей Арелатских епископов, первым здесь был похоронен сам Кесарий. Одним из основных центров почитания Иоанна Богослова на Западе был Рим, где в V–VI вв., возможно, при папе Геласии I (492–496 гг.) была построена церковь святого Иоанна у Латинских ворот (Сан-Джованни а Порта Латина). В «Liber Pontificalis» (VII в.) упоминается о восстановлении храма при папе Адриане (772–795 гг.), современный вид здание получило в результате перестройки в конце XII в. Близ церкви находится ораторий святого Иоанна в Масле (Сан-Джованни ин Олео), наиболее раннее упоминание о котором исследователи относят к понтификату Бонифация VIII (1294–1303 гг.).

 



 
PR-CY.ru