ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 12

В современных календарях Греческих церквей и Русской православной церкви 26 сентября отмечается преставление Иоанна Богослова. Праздник 8 мая связан с исхождением от гробницы Иоанна Богослова в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес». В ряде византийских календарей праздник исхождения праха именовался «розовник», по одной из гипотез, потому, что это вещество было розового цвета, по другой – из-за того, что во время празднования по традиции храм украшался розами, что, как полагают исследователи, больше соответствует истине. О празднике упоминает русский паломник игумен Даниил (1107 г.), он называет это вещество «персть» и сообщает, что там же, при гробнице, хранился плащ Иоанна Богослова («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. СПб., 2007 г.). 30 июня память Иоанна Богослова совершается в Соборе 12 апостолов. В грузинских календарях VI–VIII вв., ориентированных на древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, память Иоанна Богослова указана 8 апреля, 9 мая, 14 мая, 30 июля и 12 июня вместе с другими евангелистами. Согласно Синайскому канонарию при греческом Евангелии X–XI вв., общая память Иоанна Богослова и его брата апостола Иакова Зеведеева совершалась в четверг Светлой седмицы, а в грузинских и армянских календарях V–VIII вв., следующих иерусалимской традиции, – 29 декабря. Обычай совершать празднование в честь Иоанна Богослова и апостола Иакова Зеведеева в конце декабря отражён в древнейшем датированном календаре – Сирийском мартирологе 411 г., где их память приурочена к 27 декабря. «Мартиролог» Иеронима Стридонского отмечает 27 декабря успение Иоанна Богослова в Эфесе, а вместо памяти апостола Иакова Зеведеева – поставление Иерусалимским епископом Иакова, брата Господня. Синайский канонарий относит преставление Иоанна Богослова к 29 декабря. На месте погребения апостола в Эфесе стоял небольшой храм, по преданию, построенный при равноапостольном императоре Константине I Великом. О нём упоминает паломница Эгерия, т.к. гробница Иоанна Богослова стала одним из важнейших мест паломничества уже в конце IV в. Около 450 г. храм был перестроен, первоначальный мартирий в форме тетрапилона был включён в крестообразный храм с деревянной крышей. При императоре Юстиниане I Великом (между 548 и 565 гг.) обветшавшее строение было разрушено, и на его месте возведена величественная базилика – самый большой и красивый храм в городе. Центр города, где находилась базилика, был окружён крепостными стенами, видимо, в целях защиты от нападений арабов (начавшихся с 654 г.). В IX в. из-за разрушения гавани город сосредоточился в районе укреплений вокруг базилики. В 1090–1096 гг. Эфес был захвачен турками (окончательно перешёл во владение турок-сельджуков в 1304 г.), с этого времени, как полагают исследователи, базилика начала разрушаться. В XX в. руины базилики стали предметом археологических исследований.

 



 
PR-CY.ru