ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 14

Исследователи отмечают, что Иоанн Богослов довольно часто фигурирует в житиях разных святых (например, избавляет Андрея Юродивого от бесовского нападения, а преподобного Петра патрикия – из болгарского плена), но обычно он сопровождает Пресвятую Богородицу во время Её явлений (рассказ о пресвятом Кириаке из монастыря Каламон в «Луге духовном» Иоанна Мосха, видение во Влахернском храме в Житии Андрея Юродивого и др.) или предстаёт подвижникам по Её повелению («Житие Григория Паламы»). В древнерусском Прологе второй редакции под 26 сентября помещено «Чудо о гусаре» (греческий оригинал которого не сохранился). В Константинополе Иоаннуа Богослову было посвящено несколько церквей, о большинстве из которых исследователям известно по Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.): в кварталах Беат, Диаконисса, Ксирокипий (исследователи полагают, что была посвящена Иоанну Предтече), в Большом императорском дворце (построена при императоре Василии I Македонянине; 867–886 гг.). Исследователям наиболее известен храм Иоанна Богослова в квартале Дииппий, строительство которого было начато императором Фокой (602–610 гг.) в честь своего небесного покровителя мученика Фоки и закончено императором Ираклием I (610–641 гг.), посвятившим эту церковь Иоанну Богослову (подробнее см. в ст. Георгий, преподобный Дииппийский). Здесь хранился камень, «иже подложен был под главу святаго Иоанна Богослова во гробе его». Монастырь Иоанна Богослова в квартале Евдом был основан в начале V в., отреставрирован императором Василием I Македонянином в IX в. и полностью разрушен в XIII в., во время нашествия крестоносцев (не упоминается после 1260 г.). В храме Святой Софии Константинопольской хранилась скамья, на которой сидел Иоанн Богослов, создавая свои сочинения. Помимо большого количества редакций апокрифических «Деяний Иоанна Богослова» и сказаний о его кончине сохранилось много посвящённых ему произведений византийских авторов и отцов церкви: сказание Климента Александрийского (II–III вв.) об обращении разбойника, Речь Феодота Анкирского (IV в.), Речь Александрийского архиепископа Кирилла (IV–V вв.), Речь на «Апокалипсис» Неофита, три анонимных Послания на «Апокалипсис» (одно приписывается Иоанну Златоусту), Речь Константинопольского епископа Прокла (V в.), иногда приписываемая Иоанну Златоусту, Речь, приписываемая Иоанну Златоусту, два Похвальных слова, приписываемые Иоанну Златоусту, два анонимных Похвальных слова, Сказание Космы Индикоплова (VI в.), отрывки из Похвального слова Иерусалимского патриарха Софрония I (VII в.), краткое Житие того же автора, комментарий Симеона Метафраста (X в.) на Сказание Климента Александрийского, Речь Симеона Логофета (X в.), Послание Михаила Глики (XII в.) на смерть Иоанна Богослова, Послание того же автора на «Апокалипсис», Похвальные слова Иоанна Златоуста, Андрея Критского (VIII в.), преподобного Феодора Студита (VIII–IX вв.), Никиты Давида Пафлагона (IX–X вв.), Прокопия Диакона (IX–X вв.), Никифора Влеммида (XIII в.), Константина Акрополита (XIII–XIV вв.), Филадельфийского митрополита Макария Хрисокефала (XIV в.), Гомилия Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы (XIII–XIV вв.), Пролог к путешествиям Никиты Фессалоникийского, отрывки из Похвальных слов, Чудо на острове Крит в 1552 г. Николая Малакса (XVI в.).

 



 
PR-CY.ru