ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 17

Фрагменты «Деяний Иоанна» распространялись на латинском Западе и использовались при создании новых произведений. Была составлена или переведена с греческого языка одна из обработок «Деяний Иоанна» – «Мученичество Иоанна» («Passio Ioannis»), авторство которой приписывалось Мелитону. По мнению Э. Жюно и Ж.-Д. Кестли, «Мученичество Иоанна» было составлено в Риме во второй половине V в. Произведение сохранилось в рукописях отдельно или в составе сборника «Мученичества апостолов» под различными заглавиями – «Мученичество Иоанна», «Вознесение Иоанна», «О жизни и чудесах Иоанна» и др. Стремясь оградить своё сочинение от запретов со стороны церковных властей, автор, скрывшийся под именем Мелитон (Мелит), отмечает, что еретик Левкий, составивший Деяния Иоанна, Андрея и Фомы, верно изложил их чудеса, однако извратил апостольское учение («de doctrina vero multo mentitus est»). В прологе автор осуждает дуалистическую ересь Левкия, подчёркивая таким образом православный характер своего труда. Повествование начинается с того, как при императоре Домициане Иоанн Богослов был схвачен в Эфесе и выслан на остров Патмос, где он написал «Откровение». После гибели Домициана и отмены сенатом всех его постановлений Иоанн Богослов возвратился в Эфес, где его с радостью встретили горожане. Апостол воскресил свою верную последовательницу Друзиану, которая скончалась от огорчения из-за разлуки с ним. Далее следует эпизод с философом Кратоном, который учил о бренности всего земного и призывал людей уничтожать свои драгоценности. Иоанн Богослов объяснил ему, что богатства следует раздавать бедным, после чего Кратон с учениками принял крещение. В следующих эпизодах Иоанн Богослов учит людей презрению к земным благам и совершает ряд чудес (в том числе разрушает храм Артемиды), что приводит к обращению в христианство жителей Эфеса и всей Асии. Однако верховный жрец Аристодем начинает возбуждать жителей против апостола и предлагает ему выпить яд, чтобы доказать истинность своей веры. В присутствии проконсула апостол и два преступника выпили яд, после чего преступники сразу скончались, а Иоанн Богослов остался невредимым. Тем не менее, Аристодем принял крещение лишь после того, как Иоанн Богослов исцелил его. Жители Эфеса построили базилику в честь Иоанна Богослова. Апостолу было 97 лет, когда ему явился Христос, возвестивший о его скорой кончине; тогда он созвал всех горожан в базилику и завещал им хранить взаимную любовь. После молитвы вокруг апостола воссиял свет; когда сияние рассеялось, на том месте, где стоял Иоанн Богослов, остался лишь прах, названный эфесцами «манна». По свидетельству агиографа, «манна» до сих пор появляется в Эфесе, и от неё совершаются чудеса. После «Мученичества Иоанна» на Западе была составлена другая переработка «Деяний Иоанна» – «Чудеса Иоанна» («Virtutes Iohannis»), которая более точно передаёт отдельные части греческого оригинала «Деяний Иоанна».

 



 
PR-CY.ru