ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 15

Помимо канонического «Апокалипсиса» (с толкованиями Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской) на славянский язык был переведён ряд апокрифов и псевдоэпиграфов с именем Иоанна Богослова в заглавии: апокрифический «Апокалипсис» (см. Апокрифы), «Вопросы Иоанна Богослова к праотцу Аврааму» («Вопросы Иоанна Богослова на Елеонской горе») и «Слово Иоанна Богослова об успении Богоматери» (последний текст получил в славянской традиции широкое распространение). Пространное Житие («Хождение») Иоанна Богослова, авторство которого приписывается его ученику апостолу Прохору, было переведено на славянский язык не позднее X в. и получило широкое распространение как в южнославянском, так и в восточнославянском ареале. Древнейшие списки представлены сербским отрывком конца XII или рубежа XII и XIII вв. (Библиотека Академии Наук) и хорватским глаголическим отрывком XIII в. в составе «Пассионала». Популярность памятника на Руси возросла в XV в. в связи с приближением ожидавшегося в 1492 г. конца света. С этого времени получают распространение лицевые списки в виде отдельного кодекса или вместе с «Апокалипсисом толковым». Текст включён в состав Великих Миней Четьих митрополита Макария (Булгакова) под 26 сентября и издан в их составе. Краткое синаксарное «Житие Иоанна Богослова» неоднократно переводилось на славянский язык: в XII в. в Константинополе, на Афоне или в Киеве в составе нестишного Пролога, в первой половине – середине XIV в. трижды (дважды болгарами и один раз сербами) в составе стишного. Из других сочинений, посвящённых Иоанну Богослову в средневековой славянской письменности, исследователям известны три Похвальных слова Иоанна Златоуста (первая гомилия на Евангелие от Иоанна и Слова с началом: «Иоанн во Ефесе Асийском, Иоанн Асийская похвала» и «Пакы нам от небес прииде един и великий Богослов Иоанн»), Похвала, написанная Иоанном Экзархом, и «Воспоминание на память Иоанна Богослова» Симеона Метафраста. Помимо этого в Пролог на Руси под 26 сентября было включено «Слово Анастасия игумена горы Синайския о покаянье и о разбойнице, его же спасе Иоанн Феолог», представляющее перевод текста. Посвящения монастырей Иоанну Богослову в южнославянских землях в Средние века представляют исключительную редкость. Из наиболее значительных исследователи называют Погановский монастырь, основанный в последней трети XIV в. деспотом Константином Деяновичем. На Руси посвящения монастырей Иоанну Богослову довольно многочисленны. Исследователям известно не меньше двадцати обителей, основанных до середины XVIII в. Наиболее значительные из них – новгородский Радоковицкий на реке Витка, псковский Крыпецкий (см. Крыпецкий во имя святителя Иоанна Богослова мужской монастырь) и близ Рязани (см. Иоанна Богослова мужской монастырь в селе Пощупове). Храмы, посвящённые Иоанну Богослову (иногда несколько), были практически в каждом крупном русском городе, прежде всего, в центрах епархий: Москве, Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле и др.

 



 
PR-CY.ru