ИОАНН БОГОСЛОВ - Страница 16

В то же время уникальный характер имеет посвящение Иоанну Богослову кафедрального собора в городе Луцке. Исследователи это объясняют достаточно поздним учреждением там епархии (около 1288 г.), когда соборной церковью стал уже существовавший прежде храм. О широком распространении храмов во имя Иоанна Богослова на Руси свидетельствует также часто встречающийся топоним «Богослов», указывающий на посвящение церковного престола в населённом пункте. В древнейший период на Руси Иоанн Богослов естественно воспринимался как борец против пережитков язычества. Согласно «Житию преподобного Авраамия Ростовского», когда святой отчаялся победить язычество в городе и покинул Ростов, Иоанн Богослов явился ему на пути и вручил посох, с помощью которого святой сокрушил стоявшего в Чудском конце идола Велеса. Позднее чудотворный посох лежал на гробнице преподобного Авраамия в ростовском Богоявленском монастыре (см. Авраамиев ростовский в честь Богоявления мужской монастырь) до 1553 г., когда царь Иван IV Васильевич забрал его в Москву перед походом на Казань. Сцена явления Иоанна Богослова преподобному Авраамию и вручения апостолом ему посоха отразилась в иконографии XVII–XVIII вв. (см. ст. Авраамий Ростовский). На Руси Иоанн Богослов издавна (возможно, уже с XII в.) почитался (наряду с апостолом и евангелистом Лукой) как иконописец и покровитель иконописания. Источником таких сведений о нём является легендарная повесть, греческий оригинал которой исследователям неизвестен, о том, как Иоанн Богослов обучил искусству иконописания отрока, который пас гусей (с XV в. он может по этому признаку отождествляться с мучеником Трифоном), который сразу превзошёл в живописном мастерстве придворного художника. Повесть, как полагают исследователи, ещё в XII в. (списки известны исследователям с XIV в., например, в «Юрьевском Прологе» – Российский государственный архив древних актов) была включена в пространную редакцию Пролога под 16 декабря (реже под 26 сентября), что обеспечило ей широкую известность (в южнославянской традиции памятник неизвестен исследователям до XVIII в.). В XV в. повесть была включена в стишной Пролог, где в разных редакциях может помещаться как под 16 декабря, так и под 1 февраля (память мученика Трифона – например, в списке 1452 г., Российская национальная библиотека), во второй четверти XVI в. через посредство Пролога вошла в Великие Минеи Четьи (под 16 декабря). Повесть стала частью устного предания о чудотворном образе Иоанна Богослова в Богословском монастыре близ Рязани, который отождествлялся с одной из икон, написанных отроком-гусарем. С XVII в. текст повести мог включаться в качестве своеобразного предисловия в толковые Иконописные подлинники. Со второй половины XVII в. исследователям известны лицевые списки повести, сопровождающие Житие («Хождение») Иоанна Богослова (Исторический музей), одновременно сюжеты повести могут иллюстрироваться в клеймах житийных икон Иоанна Богослова (например, в серии добавленных клейм 1680 гг. – Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»).

 



 
PR-CY.ru