ИУДА ИСКАРИОТ - Страница 11

Объясняя рассказ Мф. 26:6–16, Иероним Стридонский обличает не только сребролюбие Иуды Искариота, но и противление замыслу Божию о всеобщем спасении: «Отчего возмущаешься, Иуда, что сосуд разбился? Бог, создавший тебя и все народы, благословляет всех этим драгоценным миром. Ты же хотел, чтобы миро осталось в сосуде и не пролилось на других». Василий Великий в «Беседе на день святых четыредесяти мучеников» обращается к образу Иуды Искариота как к трагическому примеру отпадения ученика, призванного Самим Христом и не сохранившего это призвание. Святитель сравнивает трусливого воина с Иудой Искариотом: «Жалкое зрелище для праведных! Воин – беглец, первый из храбрых – пленник, овца Христова – добыча зверей. ...Но как этот животолюбец пал, без всякой для себя пользы преступив закон, так исполнитель казни, едва увидел, что он уклонился и пошёл к бане, сам стал на место беглеца... Иуда пошёл прочь, а на место его введён Матфий». Ефрем Сирин связывает образ Иуды Искариота с народом Израиля, причём соотнесение народа с Иудой Искариотом указывает не на гибель, а на спасение. Иисус избрал Иуду, чтобы показать, что «престол Иуды» не погиб, несмотря на наличие лжеучителей в иудейском народе, и наоборот, чтобы засвидетельствовать истинность ветхозаветной религии, несмотря на неверное её понимание учителями народа: «...Хотя и были в Иудее домоправители законопреступные, но домоправление было истинным». Таким образом, в центре внимания оказывается не внутренняя трагедия Иуды Искариота, отпавшего от своего высокого призвания, а глубокий смысл поступка Христа, Который избирает человека по имени Иуда (в соответствии с именем всего народа), испытывавшего к Нему ненависть, и омывает его ноги на Тайной вечере, чтобы засвидетельствовать, что иудейский народ не оставлен. Одним из наиболее ярких произведений святоотеческой письменности, раскрывающих образ Иуды Искариота, является беседа Иоанна Златоуста «О предательстве Иуды и о Пасхе, о преподании таин, а также и о непамятозлобии». Текст построен на противопоставлениях: образ Иуды Искариота раскрывается в сравнении с Христом и вместе с тем в сравнении с блудницей, помазавшей ноги Иисуса. «...Не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан; или лучше предайся унынию и плачь горько, но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде, потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу; преданный сидит ныне одесную Отца на небесах, а предавший находится ныне во аде, ожидая неизбежного наказания». Иуда Искариот предстаёт человеком, который дошёл до крайней степени зла, но вместе с тем христианин призван не осуждать его, а скорбеть о его судьбе. «О нём плачь и воздыхай, о нём скорби, как и Владыка наш плакал о нём».

 



 
PR-CY.ru