ИУДА ИСКАРИОТ - Страница 20

В сцене «Тайная вечеря» в палеологовский период часто исследователи встречают противопоставление Иуды Искариота и апостола Иоанна Богослова. Их фигуры могут располагаться по одну (фрески экзонартекса монастыря Ватопед на Афоне, 1312 г.; цереков Успения Богородицы монастыря Грачаница, около 1320 г.; церковь св. Никиты близ Скопье, до 1316 г.) или по разные стороны фигуры Христа (фрески церкви Успения Богородицы в Протате на Афоне, около 1300 г.), а также по диагонали – напротив друг друга (фрески церквей Богородицы Перивлепты в Охриде, 1294/1295 г.; Богородицы Левишки в Призрене, 1310–1313 гг.; великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, 1317–1318 гг.; Богородицы в монастыре Хиландар на Афоне, 1318–1320 гг.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, около 1320 г.). Вместо изображения Иуды Искариота, возвращающего 30 сребреников, известного в памятниках ранневизантийского периода, в средневизантийскую эпоху нередко воспроизводилась сцена, где Иуда Искариот получает кошелёк с деньгами (например, на миниатюрах из Хлудовской и Бристольской (около 1000 г.) Псалтирей) либо держит кошелёк (на миниатюре из Хлудовской Псалтири). В памятниках палеологовского периода сцена получения Иудой Искариотом сребреников может включать изображение первосвященников, сидящих за столом, на котором разложены монеты (например, фреска церкви великомученика Георгия монастыря в Старо-Нагоричино). В этот период исследователи встречают также сцену возвращения Иудой Искариотом сребреников (например, фреска пещерной церкви Богородицы в Иванове, Болгария, 1350 гг.). В сцене «Поцелуй Иуды» расположение фигур Иисуса Христа и Иуды Искариота построено на их противопоставлении, как на миниатюре из Четвероевангелия (конец XI – начало XII в.), Иуда Искариот нередко представлен в профиль – так в средневековом искусстве обычно изображали лиц отрицательных или второстепенных. В Псалтирях с иллюстрациями на полях – Хлудовской, Бристольской и Гамильтона (около 1300 г.) – среди миниатюр к Пс. 108 можно видеть также сцену «Иуда, наущаемый дьяволом». В сцене повешения Иуды Искариота в «Хлудовской Псалтири» дьявол держит верёвку, привязанную к ветке дерева. С конца XIII в. в располагающейся в алтаре композиции «Причастие апостолов» Иуду Искариота изображают вместе с причащающимися апостолами (первым в одной из групп), он получает из рук Иисуса Христа хлеб. Как и другие апостолы, принимающие Тело Христово, Иуда Искариот изображён с нимбом, но его нимб тёмного цвета (например, фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Великого Новгорода, 1363 г., или церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью, 1378 г.). В церкви Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.) Иуда Искариот представлен сжимающим обеими руками мошну со сребрениками слева от Иисуса Христа, за апостолами Павлом и Матфеем.



 
PR-CY.ru