ИУДА ИСКАРИОТ - Страница 14

На протяжении веков образ Иуды Искариота обрастает дополнительными деталями и всё более демонизируется. Значительная роль отводилась такому сюжету, как смерть Иуды Искариота. В Священном Писании есть различные его варианты: в первом случае Иуда Искариот повесился (Мф. 27:5), во втором он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18). Эти варианты могли гармонизироваться, порождая новые версии, согласно которым Иуда Искариот сорвался с дерева, пытаясь повеситься, или был живым извлечён из петли и впоследствии скончался от некоего недуга. Папий Иерапольский (начало II в.; фрагмент дошёл в передаче Аполлинария Лаодикийского) описывает Иуду Искариота как чудовищно распухшего от болезни, отталкивающего своим видом человека, погибшего, потому что не смог разминуться с повозкой в узком проходе (с опровержением этого мнения как противоречащего Священному Писанию впоследствии выступил Максим Грек). «Евангелие от Никодима» (или «Акты Пилата»; IV–V вв.) содержит легенду о том, что Иуда Искариот после совершённого предательства обращается к своей жене, которая жарит петуха, и просит найти ему верёвку, пригодную, чтобы повеситься. Жена отвечает Иуде Искариоту, что, скорее, запоёт петух, которого она готовит, чем Иисус воскреснет на третий день. Внезапно петух трижды кукарекает, и Иуда принимает окончательное решение повеситься. Согласно ещё одной традиции, корни злокозненности и тёмного предназначения Иуды Искариота уходят в его детство. Уже в апокрифическом «Арабском Евангелии детства Спасителя» (оригинал – около VI в.) говорится, что Иуда Искариот в детстве был одержим дьяволом, бесновался и кусал людей. Побуждаемый дьяволом, он попытался укусить и маленького Христа, но не сумел и тогда ударил Иисуса, заставив Его расплакаться. После этого дьявол оставил Иуду Искариота, бежал в обличье пса, а Иуда Искариот толкнул Иисуса в бок, который впоследствии был пронзён копием. В «Откровении Псевдо-Мефодия Патарского» (середина VII в.) говорится, что Иуда Искариот, как и антихрист, должен был, согласно пророчеству Иакова, произойти из колена Данова. В сирийском сборнике библейских и апокрифических сказаний «Книга пчелы» Соломона, митрополита Басрского (XIII в.), рассказывается о происхождении 30 сребреников Иуды Искариота: изготовленные Фаррой, отцом Авраама, они фигурируют во многих важных событиях библейской истории, после чего попадают к эдесскому царю Авгарю, который в благодарность за исцеление посылает их Христу, а Христос жертвует их Иерусалимскому храму. Наибольшее распространение в средневековой литературе получила легенда, в которой биография Иуды Искариота до его встречи с Христом излагается с адаптацией двух сюжетов: античного о царе Эдипе и ветхозаветного о Каине. На историю Эдипа в связи с Иудой Искариотом ссылается уже Ориген в трактате «Против Цельса», однако лишь в качестве иллюстрации того, что исполнение пророчества не противоречит проявлению свободной воли. Легенда, по мнению исследователей, возникла в Византии, но её оригинал исследователям неизвестен. Сохранились два варианта позднейшей греческой редакции, включающей также элементы древнегреческой истории Париса, и латинская редакция в составе «Золотой легенды» Иакова из Варацце (XIII в.), от которой происходят последующие версии как в европейской, так и в древнерусской литературе (с конца XVI – XVII вв.), где легенда ошибочно приписывается Иерониму Стридонскому.

 



 
PR-CY.ru