ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 11

Поскольку литургические книги отражают состояние чина крещения в испано-мосарабском обряде на уровне X–XI вв., раннюю историю исследователи реконструируют, в основном, по свидетельствам христианских писателей и канонов поместных Соборов. Самым ранним, но лишь косвенно указывающим на испанскую практику, исследователи считают сочинение «Паломничество» Эгерии, проделавшей путь из Испании в Святую землю. Латинская терминология, использованная ею для описания реалий иерусалимской традиции, во многом согласуется с той, что зафиксирована в других более поздних источниках. О богословии и о некоторых элементах практики Испанской церкви говорит Пакиан Барселонский. Он сообщает о периоде оглашения, о таких элементах, как исповедание веры, отречение от сатаны, погружение в воду и помазание после него. Исидор Севильский подробно описывает два этапа оглашения: сначала желающие креститься включаются в число катехуменов, а затем, когда приблизится время крещения, они причисляются к competentes («стремящимся»; в византийской традиции называются «готовящиеся ко просвещению»). Обряд traditio symboli (передача Символа веры) совершается на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этой день называют также capitilavium, поскольку в этот день принято омывать головы infantes (букв. – младенцев), которых готовят к помазанию. Исследователи расходятся в интерпретации этой фразы. Одни полагают, что под «младенцами» имеются в виду желающие принять крещение, переходящие в разряд competentes. Соответственно обряд омовения связывается с тем, что в течение Великого поста competentes совершали аскетические обряды (в частности, посыпали головы пеплом) и не мылись. Другие видят здесь свидетельство о крещении детей, которое совершалось, как и в византийском обряде, не на Пасху, а в Лазареву субботу. Однако в какой момент происходило само помазание (на праздник Входа Господня или позже), исследователям неясно (хотя общей для Запада практикой было освящать елей для помазания в Великий четверг, испанские источники об этом умалчивают). У Исидора Севильского исследователи встречают сведения об экзорцизмах, которые включали помимо заклинаний обряд вкушения соли и помазание елеем. После описания обряда traditio symboli Исидор переходит собственно к крещению, которое включает чин отречения от сатаны, исповедание веры, погружение в купель (имеет три ступени, ведущие вниз, и три ступени, ведущие наверх), прочтение тринитарной формулы, а после погружения помазание елеем и возложение рук, совершаемое, как и весь обряд, епископом. Более детализированное описание чина крещения представлено в сочинении «De cognitione baptismi» Ильдефонса Толетского, который отмечает, что катехумены при вступлении в период оглашения облачаются во власяницу (обычай, известный на Востоке). В течение периода оглашения над ними совершаются экзорцизмы. Однако использование соли не является, по его мнению, обязательным. После заклинаний совершается обряд отверзания ушей и уст (ephphetha) с помазанием елеем. Оглашаемые становятся competentes на праздник Входа Господня. Помимо обряда передачи Символа веры Ильдефонс упоминает и его возвращение (redditio) в Великий четверг. Баптистерии должны быть запечатаны епископом на весь период Великого поста и открыты только перед Пасхой; ср.: второй канон семнадцатого Толедского собора (694 г.).

 



 
PR-CY.ru