ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 13

Мартин Бракарский в трактате «De trina mersione» («О троекратном погружении») защищал эту практику как апостольское установление, сохраняемое в Риме и Константинополе. Папа Римский Григорий I Великий (Двоеслов) в послании 591 г. Леандру Гиспальскому, написанном в связи с обращением короля Реккареда, признавал, что как однократное, так и троекратное погружение может иметь православное истолкование; если же основным мотивом сторонников однократного погружения является борьба с арианством, то пусть они сохраняют свою практику. Шестой канон четвёртого Толедского собора (633 г.), опираясь на это папское послание, постановил впредь совершать однократное погружение как указание на Смерть и Воскресение Христовы. В конце VIII в. Алкуин обвинял испанцев в том, что они нарушают заповедь о крещении, поскольку однократное погружение не может быть символом тридневного пребывания Христа во гробе. В структурном отношении месса испано-мосарабского обряда имеет много общих элементов с галликанской и амвросианской традициями. Самые ранние сведения об испанском чине мессы приводит Исидор Севильский. По его словам, этот чин установлен апостолом Петром. Он также перечисляет семь молитв, из которых состоит месса: 1) oratio admonitionis (призывание народа к молитве); 2) invocatio (взывание к Богу о принятии молитв и приношений); 3) молитва о принесших дары и об усопших; 4) молитва о братской любви перед обрядом целования мира; 5) illatio (прославление Бога за творение мира); 6) после пения «Hosanna in excelsis» совершается confirmatio sacramenti, когда приношение освящается через призывание Святого Духа; 7) молитва Господня «Отче наш». Важное значение для развития испанского чина мессы имел четвёртый Толедский собор. Несколько принятых на нём канонов непосредственно касались мессы: двенадцатый канон о пении laudes (аллилуиария) на мессе; тринадцатый канон о запрете небиблейской гимнографии (за некоторыми исключениями); семнадцатый канон о чтении «Откровения» Иоанна Богослова в течение пасхального периода; восемнадцатый канон о благословении народа до причащения, а не после. В литургических книгах чинопоследование начинается с входного песнопения (praelegendum или officium). Далее в воскресные и праздничные дни поётся «Gloria in excelsis», а по великим праздникам еще и Трисвятое. Затем читается молитва Post Gloriam. Согласно «традиции В», такое начало не совершается в будние дни в течение года и в воскресенья Великого поста. В «традиции A» в течение Великого поста оно заменяется службой трёх антифонов, построенной по модели девятого часа (Ad nonam pro missa). Особенностью испано-мосарабского обряда исследователи считают то, что в нём были сохранены ветхозаветные чтения (profecia) в составе мессы. После чтения из Ветхого Завета по воскресеньям и на память мучеников поются benedictiones (песнь вавилонских отроков из Дан. 3). Далее поется psallendum (аналог римского градуала), который в некоторые дни Великого поста заменяется другим песнопением – threni, похожим на tractus римского обряда, или clamores (ряд псалмических стихов покаянного характера). В течение Великого поста из Апостола читаются Соборные Послания, в пасхальный период – «Деяния святых апостолов», всё остальное время – Послания апостола Павла.

 



 
PR-CY.ru