ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 19

Перед хвалитными псалмами (Пс. 148–150) по воскресным дням, кроме периода Великого поста, пелся matutinarium (в «традиции А» он заменяется пением «sono» или «benedictiones»), связанный с темой начала дня. Далее следовали чтения из Ветхого и Нового Заветов. В печатном Бревиарии после чтений указывается гимн (всего 12 вариантов для утрени, причём большинство из них неиспанского происхождения). В конце, как и на вечерне, читались молитва «supplicatio», «Kyrie eleison», «completuria», «Отче наш», «psallendum» с молитвой, благословение, «psallendum» с молитвой и отпуст. Малые часы, согласно епископу Исидору Севильскому, состояли из трёх псалмов, респонсория, двух чтений из Ветхого и Нового Заветов, laudes, гимна и молитвы. В «традиции А»: респонсорий (кроме девятого часа), три антифона (каждый с псалмом; если праздник, то псалом сокращается до стиха), молитвы антифонов (после каждого), preces, чтение из Священного Писания, гимн, молитва completuria, «Отче наш». В «традиции В» и в Бревиарии на малых часах вначале идут два чтения из Книги премудрости Соломона (на шестом часе – из других книг Ветхого Завета), три антифона с псалмом и молитвой каждый, респонсорий, laudes (стих с «аллилуия», кроме периода Великого поста), preces, гимн, молитва сompleturia, «Отче наш», благословение и отпуст. Монастырский суточный круг богослужения включал помимо кафедральных вечерни (Ad vesperum) и утрени (Ad matutinum) повечерие (Ad completa), к которому прибавлялись службы Ante completa, Post completa и Ante lectulum; к ночному бдению (Ad nocturnos), во время которого вычитывалась Псалтирь, прибавлялись службы Ad medium nocte (в середине ночи), Peculiaris vigilia, Post Nocturnos и Ordo peculiaris. Вместо трёх малых часов совершались службы 12 часов. Монашеские часы начинались с «Deus in adjutorium» («Боже, в помощь»). Затем следовали три антифона, чтения из Священного Писания, laudes, гимн, clamores (ряд псалмических стихов покаянного характера). Окончание служб было таким же, как и у кафедральных часов. В древности началом года в испано-мосарабском обряде было 1 января (в литургических книгах служба 2 января называется «In caput anni» («На начало года»); 1 января установлено празднование Обрезания Господня). Позже литургический год стал начинаться с первого воскресенья Адвента. Тем не менее, сохранилась традиция совершать между 1 января и 6 января (так, чтобы воскресенье не выпадало на эти дни) трёхдневный покаянный чин. Период Адвента в «традиции А» составлял пять недель, в «традиции В» – шесть недель. По мнению исследователей, более древней традицией было связывать пост не с Рождеством Христовым (25 декабря), а с Богоявлением (Apparitio Domini; 6 января). Четвёртый канон Цезаравгустанского собора (380 г.) установил, что пост перед праздником Богоявления должен продолжаться 21 день.

 



 
PR-CY.ru