ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 16

Епископ Исидор Севильский упоминает священническое благословение брачующихся и их velatio, а также обряд связывания рук новобрачных вместе верёвкой из белых и пурпурных нитей. В «Liber ordinum» последование церковного брака состоит из четырёх частей: 1) чина благословения брачной комнаты в субботу утром перед брачной мессой (по комнате разбрасывается освящённая соль; читаются парафраз Пс. 89:16–17, молитва, затем «Отче наш» и заключительное благословение); 2) вечерни и часов накануне воскресной брачной мессы (в «Леонском Антифонарии» приводятся песнопения и для других служб суточного круга накануне бракосочетания); 3) ordo arrharum – молитвы и благословения брачных даров (обычно это два кольца); 4) брачной мессы (приводятся префация, торжественная молитва, благословение покрова невесты и две молитвы-благословения молодых – до и после причащения). Согласно «Liber commicus», чтениями брачной мессы были Иер. 29:5–7, 1 Кор. 7:1–14 и Ин. 2:1–11 или Мф. 19:3–6. В «Liber ordinum» есть также несколько молитв о второбрачных. Испания оказалась одним из тех регионов, где дольше других сохранялась практика, называемая покаянной (канонической) дисциплиной (см. в ст. Исповедь). Cогласно «Liber ordinum», чин покаяния совершался в понедельник в начале Великого поста: после laudes читались молитва о принятии слёз кающегося, затем Пс. 50 и антифон «Memento mei Domine» («Помяни меня, Господи»), покаянные молитвы, а после «Отче наш» происходило облачение во власяницу и отлучение от причастия. В Великую пятницу кающиеся совершали коленопреклонение перед алтарём, епископ читал молитвы о восстановлении их крещальной чистоты и возлагал на них руки. Далее следовали молитвы об оставлении грехов и о принятии причастия. В 589 г. третий Толедский собор (канон 11) однозначно высказался против практики покаяния у пресвитера как способа уклонения от прохождения покаянной дисциплины. Тем не менее, четвёртый канон шестнадцатого Толедского собора (693 г.) ограничил период покаяния двумя месяцами. Несмотря на запреты, «тарифное» покаяние получило некоторое распространение, о чём, по мнению исследователей, свидетельствуют испанские покаянные книги. Древняя испанская традиция была представлена двумя типами богослужения: кафедральным, которое называлось publica (ecclesiastica) officia, и монашеским (монастырским) богослужением – monasteriorum consuetudines (см.: первый канон Бракарского Собора (561 г.); третий канон одиннадцатого Толедского собора (675 г.)). Основными службами кафедрального богослужения были вечерня (Ad vesperum) и утреня (Ad matutinum). Они составляли officium quotidianum всех клириков (пятый канон первого Толедского собора) и должны были совершаться ежедневно (седьмой канон Тарраконского собора (516 г.)). По первому канону первого Бракарского собора (561 г.) повсеместно, включая монастырские церкви, должен соблюдаться один и тот же чин вечерни и утрени. Третий канон одиннадцатого Толедского собора (675 г.) добавил к вечерне и утрене ещё и мессу как часть officia publica (общественного богослужения) и установил запрет на введение монастырских обычаев в кафедральное богослужение. Согласно епископу Исидору Севильскому, чин вечерни состоял из чтения lucernarium, затем двух псалмов, респонсория, laudes, гимна и молитвы.

 



 
PR-CY.ru