ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 12

Чин освящения воды начинается с просительной молитвы, затем вода осеняется крестным знамением, в воду вливается освящённый елей, читается благословение. Крещальная формула согласуется с той, что известна исследователям по поздним мосарабским книгам – «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, да обретёшь жизнь вечную» («Et ego te baptizo in nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti ut habeas vitam aeternam»). Крестить могут не только епископы, но и пресвитеры, поскольку крещение младенцев уже широко распространено. В связи с этим Ильдефонс особо отмечает роль крестных родителей. Он также говорит только об однократном помазании после погружения и возложении рук (епископская конфирмация не упоминается; подразумевается, что все эти обряды может совершать и пресвитер). Новокрещёным передаётся молитва «Отче наш», после чего они причащаются. Чин крещения в литургических книгах состоит из следующих элементов: вступление в чин оглашаемых (consignatio), экзорцизмы, effatio, traditio symboli, освящение воды, interrogationes (вопрошания о вере), однократное погружение, характерная для Испании крещальная формула с окончанием «ut habeas vitam aeternam» (да обретёшь жизнь вечную), помазание елеем и возложение рук епископом. Завершением чина было причащение. На третий день после крещения совершалось снятие белых одежд. Пресвитерские «Liber ordinum» предписывают совершать все обряды для оглашаемых непосредственно перед крещением или вообще их не указывают. Одним из важных для Испанской церкви был вопрос о том, кто и как может совершать помазание елеем ввиду всё большего распространения практики крещения вне связи с литургическим годом. В двадцатом каноне первого Толедского собора (около 400 г.) говорится о том, что только епископ может освящать крещальный елей. Герундский собор (517 г.) попытался запретить практику крещения взрослых катехуменов без участия епископа (четвёртый канон дозволял крещение только на Пасху и Пятидесятницу, делая исключение лишь для больных; пятый канон разрешал крестить детей, родившихся слабыми, сразу же после рождения). О том, что пресвитер может помазывать елеем новокрещёного (confirmare), говорится во втором каноне Барцинонского собора 599 г. В итоге ни римская практика конфирмации (второго епископского помазания в дополнение к первому пресвитерскому), ни византийская практика (когда освящение мира совершается епископом, а само помазание – пресвитером) в Испании не утвердились, хотя и были известны. Другой спорный вопрос о количестве погружений крещаемого в воду – однократном или троекратном. Многие испанские богословы полагали, что троекратное погружение в воду является выражением арианского учения, отрицавшего единство и равенство Лиц Пресвятой Троицы. Они также считали, что троекратное погружение противоречит заповеди апостола Павла в Еф. 4:5. По мнению исследователей, однократное погружение не было их полемической новацией, направленной против арианства, но представляло собой древнюю практику Испанской церкви, которая лишь получила новое истолкование после прихода вестготов-ариан. Тем не менее, у троекратного погружения появились влиятельные апологеты.

 



 
PR-CY.ru