ИСПАНО-МОСАРАБСКИЙ ОБРЯД - Страница 20

После десятого Толедского собора (656 г.) в период Адвента появился ещё один важный рубеж – праздник Пресвятой Девы Марии, ото-рый был перенесён с 25 марта на 18 декабря (поскольку было запрещено совершать любые праздники в период Великого поста; 18 декабря было выбрано, видимо, по той причине, что это был день начала древнего поста перед Богоявлением). Праздник Рождества Христова соединяется с воспоминанием поклонения волхвов. В рождественский цикл были включены памяти святых Стефана, Иакова Старшего и Иоанна Богослова. Но память Вифлеемских младенцев (Allisio Infantium) была привязана не к Рождеству, а к Богоявлению. Великий пост начинался после Мясопустной недели (De carnes tollendas). «Традиция А» и «традиция В» различаются в порядке следования и в содержании празднования недель Великого поста. Недели в «традиции А» – о самарянке, о слепорождённом, неделя De Mediante (чтение об Аврааме, Ин. 7:14–39), о Лазаре (Ин. 12). В «традиции В» чтение о самарянке в Мясопустную неделю, а в первую неделю поста – о слепорождённом, затем о Лазаре, далее следуют неделя De Mediante, неделя с чтением «Ovile ovium» (Ин. 10:1–16). В «традиции В» мессы в Великий пост совершаются только в среды, пятницы и воскресные дни. В «традиции А» к этому прибавляются ещё мессы по понедельникам, а начиная с Преполовения поста – по вторникам и четвергам. В Лекционарии «традиции А» Великим постом читается одно ветхозаветное чтение, а в «традиции В» – два. Неделя перед Страстной седмицей носит название «De Traditione». В этот день совершалось празднование Входа Господня в Иерусалим с обрядом освящения пальмовых ветвей, а также предкрещальные чины для тех, кто будут крещены на Пасху. Судя по «Леонскому Антифонарию», исследователи сделали вывод, что в этот же день освящался крещальный елей. Служба Великого четверга по структуре в «традиции В» будничная, в «традиции А» – праздничная. По некоторым рукописям в Великий четверг совершалось умовение ног. Кроме обычной мессы между третьим и шестым часами приходские священники служили так называемые missae per titulos, тексты для которых составлены св. Евгением II Толетским (видимо, элементы системы стационального богослужения). На вечерней мессе читались Иер. 20:11–12; 1 Петр. 2:21–25; Ин. 16:32–33. Богослужебные тексты свидетельствуют, что тема установления евхаристии не была главной в этот день. В Великую пятницу совершался чин Indulgentia – присоединение покаявшихся. Только участвовавшие в этом чине допускались к причащению на Пасху (седьмой и восьмой каноны четвёртого Толедского собора (633 г.)). В «традиции В» этот чин более продолжительный. На службе девятого часа совершалось поклонение Кресту (Mysterium crucis). В Великую субботу совершался обряд благословения света и свечей (benedictio lucernae), чин которого, по мнению исследователей, был составлен епископом Исидором Севильским. Основным элементом службы Великой субботы была серия чтений из Ветхого Завета (в «традиции А» – 12 чтений, в «традиции В» – 11).

 



 
PR-CY.ru