ИНДИВИД - Страница 11

У Рихарда Сен-Викторского (XII в.) понятие «несообщаемость» заменяет понятие «индивидуальность» в восходящем к Боэцию определении личности, поскольку традиционная формулировка этого определения, согласно Рихарду Сен-Викторскому, не могла быть применена к Лицам Святой Троицы. В соответствии с рассуждением Рихарда Сен-Викторского, Троица есть единая субстанция. Если применить к ней определение Боэция, то получится, что Троица как неделимая (individua) субстанция есть одна личность (лицо), что противоречит церковному учению о трёх Лицах Святой Троицы. Поэтому понятие «неделимая субстанция» Рихард Сен-Викторский предложил заменить понятием «несообщаемое существование» («incommunicabilis existentia»). В результате понятие «индивид» исчезло из определения Лиц Святой Троицы: «Божественное Лицо есть несообщаемое существование божественной природы». Однако, по сути, атака Рихарда Сен-Викторского была направлена не против понятия «индивидуальность», а против эквивокального термина «субстанция», поскольку чуть ниже он соглашался признать в качестве общего описания как для тварной личности, так и для нетварного Божественного Лица выражение «индивидуальное существование разумной природы» («rationalis naturae individua existentia»). Современник Гильберта Порретанского Пьер Абеляр обращался к вопросу о смысле понятия «индивид» при анализе сочинений Боэция; его позиция в некоторых моментах сближается со взглядами Гильберта Порретанского, однако включает меньше метафизических тонкостей и отличается ярко выраженной логической направленностью. Для характеристики индивидуальности Пьер Абеляр использовал особое понятие «различение» («discretio»). Согласно Пьеру Абеляру, «нет никакой вещи, которая не была бы различной (discreta)». Именно различие вещей и задаёт их индивидуальность: смысл понятия «индивид» заключается «в одном только личностном различии (personali discretione), то есть в том, что одна вещь сама по себе (res una in se) отличается от всех остальных». Пьер Абеляр считал, что это отличие не обусловливается акциденциями, но есть сущностное качество вещи, которая по самой своей природе отличается от всех прочих вещей: «Даже если удалить все акциденции, (вещь) всегда будет оставаться сама по себе личностно одной». Например, человек, лишённый таких качеств, как лысость и курносость (акциденции Сократа), всё равно останется «этим человеком» («hic homo»), т.е. конкретным человеком, а не человеком вообще. Тем самым индивидуальность становится у Пьера Абеляра абсолютным свойством всякой вещи, её внутренним качеством, которое не зависит ни от каких внешних факторов. По мысли Пьера Абеляра, для того чтобы говорить об индивидуальности вещи, достаточно логически вычленить в ней два момента: эта вещь должна представлять собой целостное единство, т.е. быть «одной в себе» («unum in se»), и должна отличаться от всех прочих вещей. При этом отличие одного индивида от другого всецело: оно относится как к форме, так и к материи вещи. Жёсткой критике Пьер Абеляр подвергал распространенное учение о том, что индивид формируется благодаря присутствию некоего «индивидуального отличительного признака» («diffirentia individualis»), сущностного или акцидентального.

 



 
PR-CY.ru