ИНДИВИД - Страница 17

Согласно Фоме Аквинскому, «как эта вот рука называется индивидом, или единичным, или частным, так и человеческая природа во Христе есть индивид, единичное или частное». Таким образом, считал Фома Аквинский, любые части сложных вещей, которые можно помыслить как обладающие собственным существованием, могут называться индивидами в широком смысле. Продолжая рассуждение, он замечал, что такие термины, как «личность» («лицо»), «ипостась», «суппозит», «вещь природы», могут относиться исключительно к самостоятельно существующим вещам (per se subsistentia), тогда как термины «индивид», «единичное», «частное» могут относиться как к вещам, существующим самостоятельно, так и к вещам, существующим в качестве составных частей чего-либо иного. Поэтому, заключал Фома Аквинский, можно говорить в разных смыслах и об одном, и о двух (или многих) индивидах во Христе: «Мы говорим, что ипостась есть индивид; следовательно, поскольку имеет место совершившееся в ипостаси единение (природ), оно совершилось и в индивиде, так что в этом смысле мы можем говорить, что во Христе один индивид, однако же в ином смысле в Нём два или много индивидов...» (Ibidem). В «Сумме против язычников» Фома Аквинский соотносил понятие «полный индивид» («individuum completum»), которые применяются к субстанциям, с понятиями «личность» и «ипостась», употребляемыми в том же смысле, но в отношении исключительно «разумной природы» («natura intellectualis»). Как полагал Фома Аквинский, индивидуальное и частное «более точным и совершенным образом» обнаруживается среди «разумных субстанций» («in substantiais rationalibus»), которым свойственно иметь «власть над своим действием» («dominium sui actus»), поэтому для обозначения этих особых вещей было введено отдельное имя – «личность» («persona»). Разумные индивиды отличаются от неразумных среди прочего и тем, что Промысл Божий применительно к разумным индивидам действует отдельно в отношении каждого, тогда как применительно к неразумным он действует «сообразно виду». Особый важный пласт в посвящённых индивидуальности размышлениях Фомы Аквинского составляет гносеологический анализ индивидуального, т.е. вопросы о познаваемости индивидуальных вещей (как человеком, так и Богом) и о механизмах такого познания. Поскольку, согласно Фоме Аквинскому, материальные индивидуальные вещи не могут быть непосредственно доступны разуму, всякий индивид сначала воспринимается чувствами и преобразуется в особый образ, или представление – «фантазм». Затем на основании совокупности фантазмов активный разум создаёт общее понятие, с которым уже может работать собственно интеллект. Таким образом, индивиды как таковые не мыслятся разумом и не могут быть объектом точного научного познания: «Индивиды... не подпадают под рассмотрение вида; не существует и разумения (intelluctus) их, но лишь чувство (sensus)». Однако в ряде текстов Фома Аквинский говорил об особой, непрямой мыслимости индивидов, существующей благодаря связи разума и «мыслительной силы» («vis cogitativa»), которая обрабатывает и обобщает единичные данные чувств.

 



 
PR-CY.ru