ИНДИВИД - Страница 19

Так, одного человека никогда не удастся разделить на двух полноценных людей – именно поэтому, согласно Иоанну Дунсу Скоту, он и может по праву называться индивидом. Вообще индивидуальной является любая единичная вещь, которую невозможно разделить на две и более такие же по сущности вещи. Причина индивидуальности, согласно Иоанну Дунсу Скоту, едина и уникальна для каждого сущего. Эту причину он называл «положительной реальностью» («realitas positiva»), «положительной сущестью» («entitas positiva»), «индивидуальным отличием» («diffirentia individualis»), а также получившим впоследствии широкое распространение термином «этовость» («haecceitas»). Именно благодаря этовости индивиды, обладающие общей природой, могут быть отличены друг от друга. Вместе с тем этовость не может сводиться ни к материи, ни к форме, но, скорее, является совокупностью экзистенциальной реальности конкретной вещи. По утверждению Иоанна Дунса Скота, понятие «индивид» является наиболее общим понятием для описания индивидуальной данности, которое применимо ко всей природе и сужается затем в понятиях «суппозит» и «личность»: «Как (понятие) «индивид» употребляется применительно ко всей вообще природе, так «суппозит» – применительно к природе субстанциальной, а «личность» – применительно к природе разумной». Согласно Иоанну Дунсу Скоту, всякий индивид соединяет в себе общее и собственное и именно уникальность такого соединения задаёт уникальность индивиду: «Всякий индивид имеет видовую природу в целости (integraliter)..., но кроме видовой природы (индивиды) имеют также индивидуальные формы, благодаря которым они формально различны и которые не относятся к определению вида». Уникальность индивида и индивидуального отличия делает невозможным для человека составление их определения: «Мы не можем определить индивид, но не по его вине, а по причине нашей немощи», т.е. вследствие ограниченности человеческих познавательных способностей. Позиция Оккама, который руководствовался идеями Иоанна Дунса Скота, но в значительной мере радикализировал их, характеризуется постулированием первичности индивидуальных и единичных вещей и отрицанием реального существования любых общих понятий. Вопрос о том, как вещь становится индивидуальной, был объявлен им псевдопроблемой – вещи сотворены как индивидуальные Богом и доступны человеку исключительно как индивидуальные: «Всякая единичная вещь сама по себе (se ipsa) является единичной». Поэтому объяснения требует не факт существования индивида, интуитивно очевидный для каждого, а лишь вопрос о взаимосвязи индивида с общими понятиями, который решался Оккамом номиналистически: всякое общее понятие есть лишь условное имя, или формируемый человеком «универсальный концепт», который обозначает совокупность индивидуальных вещей. В отличие от Иоанна Дунса Скота, который считал, что этовость вещей, в конечном счёте, зависит от конституирующей их божественной воли, Оккам утверждал, что всякая вещь естественным образом, по самой своей природе индивидуальна, есть «от самой себя это» («de se haec»).

 



 
PR-CY.ru