ИНДИВИД - Страница 38

Философское значение понятия «индивид» становится известным латинским церковным писателям лишь в IV в. и впервые обнаруживается в сочинении Викторина Мария «Adversus Arium» («Против Ария»), в котором автор говорит о Боге: «От этого всеобщего и сверхвсеобщего бытия (esse universale et supra universale) получает собственное бытие всеобщее бытие, (но уже разделённое) на роды и на виды и на индивиды». Интересное понимание индивида, по мнению исследователей, заимствованное у греческих комментаторов Аристотеля, встречается в принадлежащем Викторину сочинении «Explanationes in Ciceronis Rhetoricam» («Объяснения к “Риторике” Цицерона»): «Индивид есть то, что показывается взору и на что можно показать пальцем». Однако и у Викторина, и у последующих латинских церковных писателей вплоть до Боэция понятие «индивид» в его философском смысле распространения не получило. Единственным заметным прецедентом философского употребления этого термина в латинской патристике является место из трактата «О Троице» Гиппонского епископа Августина Блаженного (354–430 гг.). Рассматривая здесь триадологическую терминологию, Августин Блаженный выделял различные смыслы, в которых могут употребляться термины «природа», «сущность» (essentia), «субстанция», «лицо» и др. В частности, он отмечал, что «имя субстанции или лица» может обозначать «не вид, а нечто единичное и индивидуальное (singulare atque individuum)», и в таком случае о субстанции или о лице будет говориться «не так, как говорится о человеке (вообще), т.е. как о чём-то общем (commune) для всех людей, но как говорится об этом (hic) человеке, т.е., например, об Аврааме, Исааке, Иакове, или о ком угодно другом, на кого, как на присутствующего, можно указать пальцем». Таким образом, индивидом является единичное существо, самостоятельное существование которого может быть зафиксировано в восприятии. Именно существование и восприятие единичного и индивидуального Августин Блаженный считал основой для формирования общих видовых понятий, которые в случае человека он связывал не только с родо-видовой логической структурой, но и с природно-материальным единством человеческого рода. Он замечал: «...Нет никакого вида, выходящего за пределы своих индивидов, чтобы охватить что-то ещё. Ибо если я стану определять, что есть человек (а это – видовое имя), любые единичные люди, являющиеся индивидами, будут содержаться в этом самом определении, и не будет к нему принадлежать ничто иное, что не есть человек». Вместе с тем понятие «индивид», связанное с количественным единством, по мнению исследователей, было признано Августином Блаженным не подходящим для триадологических построений и более нигде в трактате не встречается. Таким образом, за редкими исключениями, категория «индивидуальность» употребляется латинскими отцами лишь в обычном смысле неделимости чего-либо на составные части. Именно в таком значении прилагательное «индивидуальный» («неделимый») часто применялось к Святой Троице, как аналог греческого термина в устойчивом выражении «individua Trinitas» («нераздельная Троица»).



 
PR-CY.ru