ИНДИВИД - Страница 16

В этой связи, согласно Фоме Аквинскому, наиболее общий и лежащий на поверхности смысл понятия «индивид» – нечто простое и неделимое, противоположность составного и сложного: сложное делится «вплоть до индивидов» («usque ad individua»), сами же индивиды уже не делятся. В более узком смысле, также связанном с идеей неделимости, индивид есть то, «что отделено (divisum) от всего другого, что существует или может существовать в том же виде, но само по себе существует как неделимое (in se indivisum existens)»; «нераздельное (indistinctum) в себе, но отделённое (distinctum) от других». Некоторые исследователи видели в такой двойной характеристике отголосок различения индивидуального и единичного (сингулярного), которое в явной форме у Фомы Аквинского отсутствует. По мысли Р. Паниккара, принцип единичности основывается на внешних факторах и служит тому, чтобы отличить одну вещь от другой, тогда как принцип индивидуальности основывается во внутреннем устроении вещи, способной к самоидентичности, и потому «сингулярность есть нумерическое качество, а индивидуальность имеет онтологический характер». Фундаментальным свойством всякого индивида является «несообщаемость» («incommunicabilitas»), вследствие чего индивид не может быть «во многом» («in multis, in pluribus») и обладает уникальными и неповторимыми пространственно-временными характеристиками («hic et nunc»). Онтологически особое положение индивидов задаётся тем, что, согласно Фоме Аквинскому, лишь они обладают «безусловным бытием»: «Нет никакого безусловного бытия (simpliciter esse), кроме (бытия) индивидов». В этом смысле индивидуальность отождествляется Фомой Аквинским с единством: «Всё что угодно, насколько оно обладает бытием, имеет (также) единство и индивидуальность». Индивидуальность также неразрывно связана с актуальным (а не c мысленным или потенциальным) существованием вещи: согласно Фоме Аквинскому, всякий индивид должен быть «актуально сущим (ens actu) либо сам по себе, либо в чём-то ином». По мысли Фомы Аквинского, всё существующее – индивидуально, даже универсалии обладают реальным бытием постольку, поскольку они индивидуализируются в конкретных вещах: «Универсалии имеют бытие в вещах природы не как универсалии, но лишь сообразно тому, как они индивидуализированы». Вопрос об индивидуальных акциденциях ставился Фомой Аквинским в связи с учением о пресуществлении, происходящем в таинстве евхаристии. Согласно традиционному представлению, с которым соглашался Фома Аквинский, акциденции получают своё индивидуальное существование благодаря субстанции или субъекту, с которыми они соединены. Однако в случае евхаристического пресуществления субстанция (сущность) меняется, а акциденции остаются прежними. Поясняя противоречие, Фома Аквинский отмечал, что индивидуация акциденций может происходить не только посредством сущности субъекта, но и посредством особого «измеряемого количества» (quantitas dimensiva), которое становится субъектом акциденций. При рассмотрении вопроса о том, можно ли считать, что во Христе две ипостаси или два индивида, Фома Аквинский уточнил смысл использования понятия «индивид» применительно к чему-либо, что является частью другой, более сложной вещи.

 



 
PR-CY.ru