ИНДИВИД - Страница 14

В другом месте Альберт Великий говорит о виде как о «сущностном подобии», существующем между индивидами. Это сущностное подобие, согласно Альберту Великому, задаётся «общей природой» («natura communis»), тогда как отличаются друг от друга индивиды одного вида благодаря материи, и потому их можно называть «частными (вещами), определёнными в материи» («particularia in materia determinata»). Таким образом, Альберт Великий ясно постулирует сущностное превосходство общего над частным, поскольку сущностное бытие последнего всецело определяется его родо-видовой природой. Вся система взаимосвязей различных терминов, касающихся соотношения общего и частного в вещах, выстраивается Альбертом Великим в комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского: «Применительно к низшим (вещам) существует четыре (наименования), а именно: вещь природы (res naturae), субъект, суппозит, индивид, применительно же к вещам разумным к ним добавляется пятое (наименование), а именно личность. Под вещью природы мы понимаем сложение (compositum) из материи и формы... Суппозит же добавляет к вещи природы отношение к общей природе, которой он подчиняется как несообщаемый. Субъект же... есть сущее, полное в себе, дающее возможность иному существовать в нем... Индивид же есть нечто, имеющее индивидуализирующие акциденции (accidentia individuantia). Личность же применительно к разумной природе обозначает несообщаемое...». Альберт Великий специально оговаривает, что понятия «индивид» и «единичность» применительно к Богу древними церковными писателями не употреблялись и могут использоваться лишь условно: «Индивид и единичное не в собственном смысле употребляются применительно к божественным предметам (in divinis)». Учение об индивиде Роджера Бэкона (ум. после 1290 г.) во многих частях сходно с учением Альберта Великого, однако по ряду позиций между этими авторами имела место серьёзная полемика, отражённая в их сочинениях. В трактате «Communia naturalium» («Общая физика») Роджер Бэкон отмечал наиболее принципиальный пункт расхождений: согласно Альберту Великому и его единомышленникам, индивидуальность формируется посредством вида и присоединяемых к нему акциденций. Роджер Бэкон, напротив, полагал, что всякий индивид с момента возникновения обладает индивидуальностью, т.е. «индивид, поскольку он индивид, по природе имеет истинное бытие и свою сущность прежде, чем возникает его универсальное, и потому ни (само) универсальное, ни что-либо добавленное к нему не производит индивида». Для Роджер Бэкона индивид представляется уникальным творением Бога, которое в самом себе содержит основания и начала своей индивидуальности: «Собственные начала (principia propria), входящие в сущность индивида, создают его». В силу такой уникальности индивид, по Роджеру Бэкону, обладает особой ценностью в мироздании: «Природа тайно действует в вещах, так что, когда рождается этот (конкретный) человек, рождается человек (вообще); это причина того, что один индивид превосходит все универсалии мира. Ибо универсальное есть не что иное, как соотношение (convenientia) многих индивидов».

 



 
PR-CY.ru