ИНДИВИД - Страница 13

Это учение Альберт Великий находил неудовлетворительным, а сам термин «атом», отождествляемый с термином «точка» («punctum»), употреблялся им лишь в указанном узком значении и не соотносился с латинским аналогом «individuum». Понятие «индивид» рассматривалось Альбертом Великим как в логическом, так и в онтологическом смысле. Логическое рассмотрение строилось на традиционной аристотелевской идее предикации: индивид – это то, что не предицируется, т.е. не сказывается ни о чём, кроме одной особой вещи. При этом даже о такой вещи индивид сказывается в особом смысле непрямой предикации, или обозначения. В связи с этим Альберт Великий ввёл важное различение между понятием «индивид», употребляемым в широком смысле («individuum vagum»), и понятием «индивид», употребляемым в узком, или конкретном смысле («individuum certum»). Исследователи полагают, что представление об особого рода единичном, которое одновременно является общим для других единичных вещей, было заимствовано Альбертом Великим у Ибн Сины (Авиценны), который писал о «единичном (singulare) в широком и неполном (incertum) смысле». Согласно Альберту Великому, «индивид в широком смысле» может сказываться о многом, однако при этом сказывается он не как нечто индивидуальное, но как вид: «Индивид в строгом смысле (individuum certum) не сказывается ни о чём, кроме как об одной единственной отдельной и обозначенной (вещи)..., тогда как индивид в широком смысле (individuum vagum) сказывается о многих вещах, однако не сказыванием индивида, но сказыванием вида». Согласно мысли Альберта Великого, индивидуальным является, например, наименование «человек», употребляемое не по отношению к людям вообще, но по отношению к конкретному человеку, на которого можно непосредственно указать. Индивидуальным в широком смысле является и имя Сократ, которое может быть применимо ко многим индивидам, не будучи при этом видом для них. Переход от индивида в широком смысле к индивиду в строгом смысле осуществляется, по Альберту Великому, через максимально точное задание особых акцидентальных личных характеристик индивида (proprietates accidentales). Ссылаясь на Боэция, Альберт Великий выделял семь личных характеристик, сочетание которых уникально для каждого индивида и не может быть общим у двух разных индивидов: личная форма (propria forma), личный облик (figura), личное родство (parentela), личное наименование (nominatio), личное отечество (patria), личное время (tempus) и личное место (locus). Альберт Великий особо подчёркивал, что это не какие-то общие акциденции, которые могут быть абстрагированы от вещи, но её характеристики в данный момент времени и в данном месте, задающие её уникальное существование: «Всё это не может быть абстрагировано от этой вещи, поскольку (существует) как именно это, именно здесь и именно сейчас (per hoc et hic et nunc)». Особое внимание Альберт Великий уделял вопросу о соотношении индивида как частного и вида как общего. Со ссылкой на Боэция он учил, что всё бытие индивида заключено в том виде, к которому они принадлежат: «Вид, как говорит Боэций, есть полное бытие (totum esse) для индивидов». При этом вид не делится на индивидов как на составные части; по утверждению Альберта Великого, речь должна идти, скорее, о причастности индивида виду: индивид относятся к виду «как нечто единичное, сообразно полному бытию и силе (potestatem)», они «имеют в себе вид и причастны ему» («in se habentia speciem et participantia»).

 



 
PR-CY.ru