ИНДИВИД - Страница 10

По мнению Гильберта Порретанского, всякая вещь («id quod est») единична, поскольку она сформирована уникальным сочетанием задающих её факторов («id quo est»). При этом каждое «id quo est» также единично, так что в результате множественность единичных субсистенций, соединённых одним субсистентом, превращается в единую вещь. Именно такая вещь, т.е. неповторимое единство «id qoud est» и «id quo est» является индивидом. При этом уникальность сочетания «id quo est» отличает одного индивида от другого: «Платон от Цицерона отличается тем, что ни один из них не есть (именно такой) благодаря тому, благодаря чему (именно таким) является другой, да и вообще нет ничего такого, что было бы (именно таким) благодаря тому, благодаря чему (именно таким) является любой из них». Как и Боэций, Гильберт Порретанский отмечал, что в формальном смысле понятия «индивид» и «личность» совпадают, так что все индивиды суть личности. Однако, также следуя Боэцию, он замечал, что термин «личность» в философском языке используется преимущественно по отношению к разумным существам, и одобрял такое сужение понятия. В целом определённого и строгого решения этого вопроса Гильберт Порретанский не предложил: он соглашался с тем, что формально можно называть личностью животное или дерево, хотя замечал, что философское понятие «личность» применимо лишь к таким индивидам, «полная форма» которых при соединении с другими формами не образует новой формы, т.е. нового индивида. Так, из деревьев можно построить дом, но найти форму, соединяющую двух людей (т.е. две человеческие личности) в одну индивидуальную вещь невозможно. Последний тезис оказался важным в вопросе о том, является ли отделённая от тела душа человека личностью. Согласно Гильберту Порретанскому, такая душа есть индивид, однако не есть личность, поскольку часть личности сама быть личностью не может. Однако и здесь у Гильберта Порретанского отсутствовала определённость: в ряде других пассажей он утверждал, что душа есть только единичность, поскольку как форма (ср. учение Аристотеля о душе) она подобна другим формам и не может сама по себе обладать индивидуальностью. В строгой и лаконичной форме учение Гильберта Порретанского об индивиде было представлено в анонимном трактате порретанской школы «Compendium logicae Porretanum» («Порретанский учебник логики»; между 1155 и 1170 гг.). В нём, в частности, давалось такое определение индивида: «Индивид есть форма, собранная (collecta) из множества субстанциальных и акцидентальных особенностей одного и того же субъекта, поскольку никакая (вещь) не может быть подобна другой или другим (вещам) сообразно полноте своих особенностей. Или же сам (этот) субъект называется индивидом в смысле не-делимого (non dividuum), то есть не-сообщаемого (non communicabile), то есть как не имеющий сообразно индивидуальной форме ничего общего с чем-то иным». Во второй части этого определения явно отождествление понятия «индивидуальность» («неделимость») с понятием «несообщаемость», т.е. невозможность понимать что-то как общее для двух и более субъектов. В неясной форме присутствовавшая у Гильберта Порретанского, эта идея оказалась весьма важной для последующей философской традиции.

 



 
PR-CY.ru