ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

Самое строгое наказание следовало за лжесвидетельство: уличённый во лжи монах изгонялся из монастыря навсегда. Монахи делились на тех, «кто постоянно трудится ежедневно и не находит времени, чтобы спать», и на тех, «кто занимается лёгкими работами: священники, архиереи или же псаломщики». Монахи, у которых были ученики, в основном, жили в келлиях и получали еду из монастыря (вино, масло, сыр и хлеб). Георгий Строитель упразднил практику выдачи еды живущим вне обители монахам, однако позднее это правило было восстановлено. Отшельники (некоторые подвизались в афонских владениях Иверского монастыря, например, в келлиях Каравы) могли ежедневно получать в монастыре хлеб. По воскресеньям они молились и трапезничали вместе с остальной братией в монастыре. Сопровождавшие монахов молодые родственники, желающие принять постриг, могли селиться на подворьях Иверского монастыря за пределами Афона, где эконом знакомил их с основами веры и обучал какому-нибудь ремеслу (однако монахами становились не все). Именно связанным с этим обычаем объясняют грузинское имя одного из живших во владении Иверского монастыря Волв на полуострове Халкидики крестьян – Мосе Ивира (Грузина), зафиксированное в практиконе (январь 1104 г.) севаста Иоанна Комнина (впоследствии византийский император Иоанн II Комнин). Исследователи полагают, что именно со строгостью нового Типикона и вероятным недовольством среди братии связаны два покушения на Евфимия в Иверском монастыре (Памятники древнегрузинской агиографической литературы). Георгий Строитель (Варазваче; Георгий I в хронологии игуменов Иверского монастыря; 1019–1029 гг.) изменил некоторые правила, введённые Евфимием, в частности, стал покровительствовать киновийному жительству. В Житии указано, что Евфимий в ответ на нововведения «промолчал», будучи занят переводами. Однако политика Георгия изменила соотношение грузинского и греческого монашества в Иверском монастыре: предпочтение было отдано прибывавшим в монастырь и придерживавшимся киновии грекам, которые стали занимать некоторые должности. Конфликты между греками и грузинами нередко доходили до открытого противоборства и даже рукоприкладства. В настоятельство Георгия имущество монастыря увеличивалось, владения расширялись. В 1020 г. Протат позволил Иверскому монастырю иметь вторую упряжку быков (право на первую иверские монахи получили ещё от императора Василия II Болгаробойцы) не для пахоты, а для перевозки деревьев и камней, как это явствует из акта прота Леонтия от декабря 1020 г. Было закончено строительство церкви Пресвятой Богородицы, Георгий стал её ктитором (Памятники древнегрузинской агиографической литературы). В июне 1042 г. был составлен акт о размежевании земель между Великой Лаврой и Иверским монастырём: около 1020 г. Иверский монастырь купил поле и Кастрийский фруктовый сад св. Илии в Девеликии близ Иерисса; около 1024 г. – афонский монастырь Мелиссургий; до 1029 г. – монастырь Рождества и деревню Довровикию в районе горного массива Пангей.

 



 
PR-CY.ru