ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 17

Согласно хрисовулу от июля 1079 г. фессалоникийского дуки, впоследствии императора Никифора III Вотаниата, хорошо осведомлённого о делах монастыря и проявлявшего особую заботу о нём, Иверский монастырь возвратил утраченные после 1029 г. 23 вотчины в Македонии, из которых, по меньшей мере, в 12 были подворья, откуда эконом Иверского монастыря контролировал работу крестьян. Также Никифор возобновил прекращённую при императоре Михаиле VII выдачу Иверскому монастырю 4 литр и 16 номисм золота на уплату налогов, подтвердил неприкосновенность вотчин монастыря и дал ему некоторые судебные привилегии. Так, монастырь, будь он истцом или ответчиком, был подвержен суду только фессалоникийского дуки в Константинополе. Иверский монастырь имел официального покровителя – логофета дрома или его протонотария, освобождался от зависимости от всех местных правителей, в том числе и от епископов; ему дано было право самому избирать настоятеля. Подобные привилегии позволяли считать Иверский монастырь императорским, хотя в актах времён императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) он так не назывался. В акте прота Павла от октября 1080 г. описаны результаты встречи афонских игуменов, на которой обсуждались оспариваемые Иверским монастырём и Сараварским монастырём права на владения виноградниками: были подтверждены права Иверского монастыря на прежние владения, расположенные в центре полуострова, на границе владений Карава и Сисик, однако в начале царствования императора Алексея I Комнина они вновь стали спорными. Иверский монастырь по-прежнему пользовался покровительством византийских императоров (Феодоры, Константина X). Исследователи считают, что особое благоволение к Иверскому монастырю императоров Михаила VII Дуки и Никифора III Вотаниата связано с тем, что оба они в разное время (до 1078 г. Михаил VII, после 1079 г. Никифор III) были женаты на грузинской царевне, дочери грузинского царя Баграта IV, Марфе (в крещении Мария; в византийских источниках – Мария Аланская), в 1056 г. в малолетнем возрасте привезённой в Константинополь. Мария продолжала сохранять влияние и при Алексее I Комнине, вплоть до пострига в монашество в 1091 г. (в 1094 г. скончался её 21-летний сын от брака с Михаилом VII Дукой, царевич Константин). В поминальной записи от 21 ноября в «Книге агап» перечислены основные заслуги Марии перед монастырём: внесение в секрет (правительственное ведомство) долга за Месолимну (вотчина Иверского монастыря в Македонии); ходатайство перед императорами Михаилом VII Дукой и Никифором III Вотаниатом о возвращении Иверскому монастырю принадлежащих ему предместий вне обители, в том числе Мелитзианы; раздача монахам шести литр золота.

 



 
PR-CY.ru