ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 19

К 1104 г. Иверский монастырь утратил права на 11 из 23 доменов в Македонии, которыми владел по хрисовулу от 1079 г. императора Никифора III. Исследователи полагают, что эти потери стали результатом политики, проводимой византийским императорм Алексеем I Комнином, по конфискации «лишних» земель в пользу его родственников. Основными покровителями Иверского монастыря на рубеже XI и XII вв. стали куропалат Сумбат Бакуриани, его супруга Кали (в постриге Мария) и его брат магистр Сергий. 27 марта 1085 г. Сумбат и Сергий подписали гарантийный акт епископа Эзевского Феодула, регулирующий спорные территориальные вопросы в Эзеве. В завещании от 23 января 1090 г. Сумбат просил, чтобы его похоронили в Иверском монастыре, где он принял постриг с именем Савва. Он был погребён в мраморной гробнице в северном приделе кафоликона во имя Архангелов. Кали в завещании от 4 ноября 1098 г. передала Иверскому монастырю владение в Радоливе близ горного массива Пангей площадью 20 тыс. модиев, которое, согласно фискальному реестру, подписанному судьёй Никитой Анзой (до декабря 1103 г.), стало принадлежать монастырю после её кончины в 1103 г. Сохранились два кадастра эконома Радолива (первое десятилетие XII в.), которые являются первоисточниками по истории Иверского монастыря отражают социально-экономическую ситуацию в Македонии того времени. Тексты этих документов составлены по-гречески, но один был записан греческими буквами, а другой – грузинскими, с переводом некоторых слов на грузинский язык. По сведениям «Книги агап», Грузинское государство, оправившееся от нашествия турок-сельджуков и к концу XII в. ставшее сильнейшей христианской державой на Ближнем Востоке, вновь заинтересовалось Иверским монастырём. Уже с середины XII в. в Иверский монастырь стали поступать значительные пожертвования из Грузии, в том числе от Аришиани, Иоанна Коджихисдзе, царицы Тамары (1178/1184 – 1213 гг.), Григория и Иоанна Кобулисдзе, Николоза Гулаберисдзе, Кутаисского епископа Абуласана и др., многие из них приезжали на Афон и подвизались в Иверском монастыре. В XII в., во время пожара, сгорели кельи Иверского монастыря. На устранение его последствий из Грузии с пожертвованиями были направлены три монаха. В «Книге агап» указаны имена жертвователей, среди которых – царица Тамара, подарившая 20 дукатов и «две парчи», каждая стоимостью более 20 драхканов (25 июля был определён как её поминальный день), и мцигнобартухуцеси (глава царской канцелярии; везир) Иоанн, пожертвовавший «4 литры иперперов (византийский солид) и одну золототканую парчу». Свои сбережения жертвовали обители и насельники Иверского монастыря, например, канонарх иеромонах Михаил, отдавший 30 иперперов.

 



 
PR-CY.ru