ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

В управлении келаря и его помощников находились винодавильня, житница, сады и мельницы; в обязанности келаря входили также доставка из метохов (подворий) в монастырь зерна, фруктов, маслин и орехов и распределение продуктов в обители. Эконом или совет старцев управляли монастырём в отсутствие или в период болезни игумена, а также после его смерти до избрания нового. С членами совета игумен обсуждал особо важные дела; менее важные, касающиеся повседневного монастырского хозяйства, рассматривал эконом. Помощник эконома управлял имуществом монастыря, мастерскими сапожников, конюшней, кузницей и виноградниками, руководил земельными рабочими, каменщиками, пастухами, виноградарями и моряками, а также делил утварь среди монахов. Содержанием кафоликона и вопросами богослужения занимался экклисиарх (типикарис, благочинный), которому помогал свечник. Во время богослужения молодые монахи стояли в центре в два–три ряда, более старшие – вдоль стен близ стасидий, пожилые, больные и калеки могли находиться в нартексе и сидеть. Двое надзирателей (эпитриты) следили за дисциплиной. На богослужениях соблюдалась строгая тишина: если нужно было что-то сказать, выходили в нартекс. Игумен собирал монахов в церкви для решения судебных или административных вопросов, а также в связи с посланиями императора. Трапезной управлял трапезарий, которому помогали монахи на послушании, хорепископ и все, кто «без дела». Трапезничали дважды в день, усаживались по девять человек за стол, за каждым сидел виночерпий. Игумен пробовал еду и вино первым. Знатных гостей (игумена Великой Лавры, прота и т.д.) настоятель Иверского монастыря принимал в своей резиденции. Для больных пищу готовили отдельно. Пилигримов принимал привратник и через три дня отправлял обратно, поскольку посторонним находиться в монастыре больше этого срока было запрещено (правило соблюдается до сих пор). Строительными работами заведовал эпистат, в его подчинении находились тридцать–сорок рабочих, среди которых были и миряне. Поступающий в монастырь должен был иметь характеристику или отзыв какого-либо известного, уважаемого лица. Иноки из другого монастыря принимались только при предъявлении письменного согласия игумена прежнего монастыря. Монах, вступивший в монастырь с имуществом, половину его передавал обители, другая половина сохранялась записанной на его имя. Уходящий из монастыря терял право на своё имущество. Самостоятельно покупать одежду запрещалось (новоприбывшим выдавалось всё необходимое): в Житии сказано, что Евфимий неоднократно сжигал одежду, приобретённую без его благословения. Монахам не только запрещалось вносить в келью керосиновую лампу (видимо, из-за опасности пожара), но и иметь больше одного креста и одной иконы. В скриптории чтецы и переписчики могли иметь столько масла, сколько им было нужно.

 



 
PR-CY.ru