ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Ивирон, Иверон, в честь Успения Пресвятой Богородицы на Афоне, мужской. Грузинский культурно-просветительный центр, в настоящее время один из крупнейших греческих монастырей Афона, третий после Великой лавры и Ватопеда. Основан в 980–983 гг. преподобными Иоанном-Торникием (Чордванели) и Иоанном Святогорцем. До 1015 г. Иверский монастырь назывался лаврой Климента, затем – монастырём или лаврой Евфимия, с 1020 г. – лаврой Ивера, т.е. Иоанна Святогорца, монастырём иверов, т.е. грузин (это название впоследствии сократилось до Ивирон). Иверский монастырь расположен в северо-восточной части полуострова Айон-Орос (Афон) на берегу небольшой бухты, где находился античный город Клеоны со святилищем Посейдона. По преданию, здесь высадилась Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, когда их корабль был принесён бурей к берегам Афона. Жители этого города были обращены в христианство пришедшим из Иерусалима епископом Климентом в III или в начале IV в. Пристань и возникшая здесь в VIII в. обитель получили имя епископа, церковь была освящена во имя Иоанна Предтечи. В ней покоились мощи Петра Афонского. Источники имеют важное значение для изучения истории не только Иверского и других афонских монастырей, но также Грузии, Византии, грузино-византийских взаимоотношений, средневекового уклада монастырской жизни грузинского и византийского мира. Важнейшими первоисточниками для изучения истории Иверского монастыря, особенно его раннего периода, служат агиографические памятники грузинской и греческой литературы: грузинские сочинение «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве», написанное Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042–1044 гг., и сочинение «Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца», созданное учеником преподобного Георгием Мцире по поручению Георгия Затворника в 1066–1068 гг., а также составленная в первой половине XVIII в. и основывающаяся на грузинских источниках греческая повесть неизвестного автора «О Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшая в двух рукописях первой половины XVIII в. Одним из основных письменных источников по истории Иверского монастыря является хранящееся в его ризнице собрание древних греческих документов (актов) обители X–XV вв. Это – хрисовулы византийских императоров: 946 и 957/958 гг. – Константина VII Багрянородного, 960 г. – Романа II, 979/80 г. – Василия II Болгаробойцы, императоров XI в. и др., указы и документы Константинопольских патриархов и византийских, грузинских церковных и светских деятелей: Иоанна Халда (995 г.), Феодора Далассина (1063 г.), митрополита Серрского Стефана (1071 г.), епископа Эзевского Феодора (1085 г.), митрополита Анкирского Вавилы (1300 г.) и др., завещания куропалата Сумбата Бакуриана (1090 г.) и его супруги, монахини Марии (1098 г.), практиконы севаста Иоанна Комнина (византийский император Иоанн II Комнин; 1103 г.) и севаста Димитрия Апелмене (1301 г.) и т.д., большинство из которых – подлинники.

 



 
PR-CY.ru